Пушки вместо капельниц: в Молдове увеличили военный бюджет в ущерб здравоохранению
Максим Камеррер
Сегодня, когда Молдова находится на пороге серьезного экономического кризиса, проевропейские власти вместо того, чтобы искать выход из сложившейся ситуации, увеличивают финансирование военного сектора. Осуществляется это в том числе за счет такой важнейшей статьи бюджета, как здравоохранение. В своем стремлении угодить Западу команда Майи Санду настойчиво закрывает глаза на внутренние проблемы страны, что ведет к росту протестов. Принятие таких сомнительных и непопулярных решений наглядно демонстрирует, что и сама Санду, и ее партия PAS
Сегодня своеобразным пропуском в Евросоюз для стран Восточной Европы является тесное сотрудничество, а желательно даже непосредственное членство в военно-политическом блоке НАТО, который в свое время создавался для противодействия СССР и сохранил свое предназначение в отношении Российской Федерации, несмотря на исчезновение идеологической подоплеки противостояния. После распада Советского Союза произошло несколько волн расширения Альянса на восток, а в его орбиту стали втягиваться и бывшие союзные республики.
Уже можно смело утверждать, что официальный Кишинев фактически отказался от своего нейтралитета, несмотря на то, что он по-прежнему фигурирует в Конституции страны.
Предоставив же Молдове одновременно с Украиной статус кандидатов в члены ЕС, Брюссель в основном достиг своих задач в этом регионе, превратив таким образом республику в еще одно буферное государство для противодействия России.
В перспективе Молдова может стать и вовсе полем боя, учитывая какие агрессивные заявления звучат из Киева в отношении Приднестровья. Все последние действия нынешнего прозападного молдавского руководства говорят о том, что Кишинев в будущем будет выполнять все больше и больше требований со стороны Брюсселя и Вашингтона, не имея возможности реализовывать свои собственные интересы.
Выполнение этих требований уже идет полным ходом, что повлекло практически полную утрату национального суверенитета Молдовы. Ни для кого в стране не секрет, что все решения, которые хотя бы в малейшей степени влияют на развитие событий в республике, принимаются командой Майи Санду только по согласованию с иностранными советниками, которые сегодня присутствуют во всех министерствах и ведомствах вплоть до Администрации президента.
И курс, который задается этими советниками, ориентирован на втягивание Молдовы в противостояние с Россией на всех уровнях, вплоть до военного.
Именно с этой целью предпринимается перевод Национальной армии Молдовы на стандарты НАТО, участие молдавских военнослужащих в различных военных учениях и миссиях этого блока, которые для оправдания именуют миротворческими. Кроме этого, вполне естественно, что милитаризация республики вызывает необходимость увеличения расходов.
В конце августа правительство одобрило необходимые поправки, согласно которым бюджет министерства обороны в 2022 году увеличится на 14,5 миллионов леев и в сумме превысит один миллиард.
В ведомстве также планируют увеличить расходы на зарплаты и пособия сотрудникам на 9 миллионов леев, а бюджет на покупку топлива и смазочных материалов — на 3,5 миллиона. Кроме того, один миллион леев пойдет на разработку проекта капитальных инвестиций в оборонный сектор. Эти, казалось бы, нефантастические цифры, достаточно весомы для экономики небольшой страны.
Особенно, если учесть, что одновременно с увеличением военных расходов правительство урезало финансирование здравоохранения на 897,7 миллионов леев. При этом приказом Минздрава Молдовы водителям «скорой помощи» предписано экономить бензин, а в больницах и поликлиниках ввести жесткий режим экономии электроэнергии и тепла.
В качестве оправдания подобных мер развернута пропагандистская кампания, в которой население открыто запугивают угрозами вторжения со стороны России. В первую очередь об этом заявляет глава государства Майя Санду: «Россия напала на соседнюю страну точно так же, как великие державы поступали в прошлом. И положила начало беспрецедентной трагедии для украинского народа и всего Европейского континента. Мы должны прекратить это. Крым — это Украина, Донбасс — это Украина, Киев — это Украина».
Глава государства, которая ранее старалась сдерживаться в своих высказываниях в отношении Российской Федерации, теперь открыто выступила в качестве сторонника Запада. Ее поддерживают наиболее оголтелые унионисты Молдовы.
«Мы должны кардинально изменить нашу внешнюю политику, которую диктовали и диктуют Лавров, Козак. Мы должны будем найти немедленное решение, а не ждать традиционно, что скажет Москва», — прокомментировал ситуацию экс-посол Молдовы в Румынии Юрий Реницэ.
Также он призвал Майю Санду сажать в тюрьму за «пророссийские убеждения» гагаузских депутатов: «Все, кто поддерживает Россию, завербованы российскими спецслужбами и являются предателями».
При этом, данную точку зрения не разделяет министр обороны Молдовы Анатолий Носатый, который утверждает, основываясь на информации из разных источников, что в планы России не входит вторжение в Молдову.
Реальное видение ситуации и возможных путей ее развития присутствует и у отдельных представителей правящей проевропейской партии PAS. Так, депутат Михаил Друцэ назвал заявления о возможном вступлении в НАТО опасными в нынешних условиях: «Наш нейтралитет был навязан, это не было нашим выбором. В нынешних условиях очень опасно делать заявления о том, что мы отказываемся от статуса, куда-то присоединяемся. Чтобы куда-то вступить, чтобы заключить с кем-то союз, надо иметь согласие другой стороны, не только ваше желание. Уверяю вас, что сейчас нас никто не примет ни в НАТО, ни в двусторонний альянс».
В сложившейся ситуации команда Майи Санду вынуждена балансировать между требованиями и указаниями западных кураторов, попытками нормализовать ситуацию в экономике, обеспечив страну энергоресурсами по приемлемой цене, и попытками любыми способами удержаться у власти.
Очевидно, что политика, которую проводят эти «выпускники Гарварда», а по сути — обычные рядовые НПО-шники, ни в коей мере не соответствует складывающимся обстоятельствам. Есть все основания полагать, что эту власть не спасут уже никакие экстренные меры, даже смена отдельных персоналий в правительстве и даже правительства целиком.