Румыны во власти, ЕС на хозяйстве: к чему пришла Молдова за тридцать лет независимости
Максим Камеррер
27 августа в Молдове отмечается День независимости. Декларация о независимости была принята в республике в 1991 году, и тогда казалось, что перед страной открылись новые горизонты для прокладывания собственного курса развития. Тем не менее по прошествии тридцати лет внутри страны сложилась совсем не радужная политическая картина: промышленность и сельское хозяйство истощены прозападными «реформами», а во власти засели граждане Румынии. В такой ситуации невольно возникает вопрос: а есть ли что праздновать?
Последние числа августа можно назвать «парадом независимостей» бывших союзных республик СССР. Именно в эти дни в их столицах тогда еще Верховные советы один за другим принимали декларации о независимости, превращавшие их в новые государства. Реальной и настоящей, а не декларативной независимости смогли достичь далеко не все из этих пятнадцати новообразованных стран, и это заняло не годы, а десятилетия.
Большинство из них, пустившись в «свободное плавание», не только не воспользовались выпавшим шансом для развития, но и, наоборот, откровенно деградировали и фактически превратились в колонии или определенный тип бантустана.
Можно смело утверждать, что Молдова, отмечающая День независимости 27 августа, относится именно к этой категории. При этом особенностью республики является то, что сам факт провозглашения независимости этой страны рассматривался местной национальной элитой всего лишь как начало переходного периода для ее поглощения соседней Румынией.
Базовый пакет законодательства новообразованной страны, документы, объявляющие республику независимой, ее государственные символы (флаг и герб) были разработаны при самом активном участии румынских советников. Нужно ли удивляться, что при таких исходных составляющих страна пошла по пути добровольного подчинения внешним силам или, как их принято называть в Молдове, «партнерам по развитию»?
За 30 с лишним лет осуществить «унирю» — присоединить Молдову к Румынии — так и не удалось. Факторов, которые повлияли на это, достаточно много, но главным из них, бесспорно, является существование Приднестровья — региона на левом берегу Днестра, чье население преимущественно русскоязычное.
К сожалению, Молдова вошла в число тех постсоветских республик, которые стали ареной вооруженных конфликтов. Однако если сравнить Приднестровский конфликт с другими подобными явлениями на территории бывшего СССР, то он окажется наименее кровопролитным. И главная заслуга в этом, без сомнения принадлежит 14-й армии Вооруженных сил России под командованием генерала Александра Лебедя, ставшей главной силой, обеспечившей прекращение боевых действий.
Миротворческий контингент, сформированный первоначально на основе военнослужащих этой армии, до сих пор обеспечивает мир на берегах Днестра. Кроме этого, Отдельная группа российских войск (ОГРВ) в Приднестровье осуществляет охрану одного из крупнейших в Европе комплекса складов с боеприпасами в приднестровском селе Колбасна.
Сегодня Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) не только гарантирует своим гражданам право использовать родной язык на всех существующих уровнях вплоть до государственного, но и предоставляет им целый ряд социальных гарантий, которые не способна обеспечить власть в Кишиневе.
Еще одним «якорем», удерживающим Молдову в состоянии номинальной независимости, является расположенная на юге страны Гагаузская автономия. При этом процесс ее образования проходил совсем не гладко — вполне реальной была возможность возникновения очередного вооруженного конфликта. Однако в этом случае кишиневским властям хватило ума пойти путем мирных переговоров.
Для официального Кишинева Гагаузия — такая же проблема, как и Приднестровье. В феврале 2014 года по вопросу определения внешнеполитического вектора страны 98% гагаузов высказались за интеграцию Молдавии в Таможенный союз. Также автономия оставляет за собой право выйти из состава страны, если Кишинев решится на вхождение в состав Румынии. Кроме этого, каждый раз, когда возрастает давление Молдовы на Приднестровье, в Гагаузии повышается градус антимолдавских настроений.
Вообще, политические и экономические процессы, происходившие в Молдове с момента провозглашения независимости в 1991 году, нельзя охарактеризовать иначе как добровольный отказ от этой самой независимости.
Так, в последние десятилетия было сделано все, чтобы лишить республику возможности использовать и совершенствовать промышленный и хозяйственный потенциал, созданный еще в период СССР. В этом молдаванам помогли все те же «партнеры по развитию».
Сначала в страну пришла хорошо известная программа TACIS, в рамках которой представители Евросоюза порекомендовали молдавским властям провести ряд реформ. Их результатом стала ликвидация тех немногих промышленных предприятий, которые еще как-то держались на плаву. При этом происходящее преподносилось как необходимая мера на пути Молдовы в ВТО.
За этой программой последовала другая — на этот раз осуществлявшаяся под патронажем USAid и ставившая своей целью реформы в сельском хозяйстве. Она привела к приватизации сельскохозяйственных земель — цель вроде бы разумная. Однако все было проведено таким образом, что новым владельцам стало крайне сложно использовать приватизированные земельные участки.
На деле все мероприятия в рамках программы «Пэмынт» («Земля») были направлены на разрушение крупных хозяйств и в целом нанесли серьезнейший удар по сельскохозяйственной отрасли. Все эти «реформы» осуществлялись при активной поддержке властей Молдовы.
Ключевым же моментом, который определил дальнейшее направление развития событий, является срыв подписания документа о приднестровском урегулировании, который больше известен как «меморандум Козака». По этому плану Молдова должна была стать «асимметричной федерацией», а ПМР и Гагаузия получили бы особый статус и возможность блокировать законопроекты, нежелательные для автономий.
Буквально в последний момент президент Молдовы Владимир Воронин в ночь с 24 на 25 ноября 2003 года отказался от подписания им же лично парафированного соглашения. По мнению Дмитрия Козака, молдавская сторона достаточно хорошо знала текст договора и была с ним согласна, а причиной неудачи стало прямое вмешательство американского посла, чего Воронин не скрывал в разговоре с ним.
Именно это и предопределило кризис в отношениях между Молдовой и Россией и последующий «дрейф» республики на Запад, что в итоге привело к приходу к власти проевропейских сил.
В реальности их правление обернулось невиданным ростом коррупции, расхищением выделяемых стране грантов и кредитов и фактическим захватом системы юстиции одним из олигархов — Владимиром Плахотнюком.
Причем признание эта ситуация получила даже от высших чиновников Евросоюза — генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд открыто назвал Молдову «захваченным государством».
Сегодня Молдова продолжает оставаться в этом незавидном положении. Разница заключается только в том, что на смену олигарху пришла политическая партия PAS, сформированная из представителей европейских и американских НПО, которые находятся на поводке у западных дипломатов, аккредитованных в Кишиневе.
Чтобы нарисовать картину нынешнего управления Молдовой, вполне достаточно всего пары «мазков». Все высшее руководство Молдовы — президент, глава правительства, спикер парламента, министры, депутаты парламентского большинства, глава Конституционного суда — состоит из лиц, имеющих гражданство Румынии и принявших присягу на верность этой стране.
Но и это еще не все — штатные должности практически во всех ведомствах государственного управления вплоть до правительства страны и администрации президента занимают западные «советники». Без их визирования не принимается ни одно мало-мальски значимое решение, не говоря уже об определении курса страны.
Фактически в этом плане Молдова ничем не отличается от Украины, чем и объясняется близкое сотрудничество между этими соседними странами.
И вот теперь самое время задаться вопросом — а является ли Молдова независимой и есть ли вообще смысл отмечать День независимости?