Цугцванг на великой шахматной доске: антироссийская политика завела Евросоюз в тупик
Андрей Локтионов
Специальная военная операция (СВО) на Украине до предела обострила и без того натянутые отношения межу Москвой и коллективным Западом. Ставка США и их союзников на экономическое удушение России при помощи санкций не сыграла, и теперь американцы с европейцами в полной мере начинают ощущать последствия проводимой ими политики. Какой исход конфликта на Украине будет означать полную победу России? Возможна ли нормализация отношений между Москвой и Брюсселем? Есть ли будущее у Евросоюза и станет ли Россия новой консолидирующей силой в Европе? На эти и другие вопросы ответил руководитель Центра политэкономических исследований Института нового сообщества Василий КОЛТАШОВ.
Нам нужен не только Донбасс
— Г-н Колташов, наверное, уже абсолютно все в мире понимают, чем закончится специальная военная операция России на Украине. Но вот где, по-Вашему, она должна закончиться и какими должны быть ее последствия?
— СВО вскрыла уже давно объективно наметившиеся противоречия России и Евросоюза, показав, что не только США являются недоброжелателями нашей страны. Коллективный Запад в целом настроен на то, чтобы сломать Россию политически и экономически.
При этом я отнюдь не считаю, что брюссельские политики хоть сколько-нибудь самостоятельны: они послушно выполняют указания, которые исходят из Вашингтона. Однако это не отменяет того факта, что с ЕС как структурой Россия находится в антагонистическом противостоянии.
Но специальная военная операция также показала и то, что Запад терпит фиаско в экономическом, да и в военном смысле: он не тянет этот конфликт. Да, украинская армия пока сопротивляется, но она неизбежно будет уничтожена.
— На данном этапе эти противоречия между РФ и ЕС неразрешимы?
— Есть два варианта. Либо мы падем, и Россия окажется разделена на множество мелких государств, а в Москве будет лояльная Западу, фактически колониальная, как это было в 1990-е годы, администрация. Но шансы реализации этого сценария сейчас близки к нулю.
Другой вариант: Европейский союз распадется, и входящие в него страны будут выстраивать отношения с РФ по отдельности и, возможно, при этом войдут в новый блок — скажем, станут участниками Евразийского экономического союза.
Соединенные Штаты потеряют Европу в силу целого ряда обстоятельств, включающих и дефицит энергоресурсов на Западе, и достаточно высокую инфляцию, и рост стоимости жизни. Все это в итоге должно привести через народное недовольство, через изменения в политической системе к такому результату.
Что касается СВО, то она не может закончиться ничем иным, кроме как уничтожением антироссии в лице киевского режима, под которым стоит понимать даже не форму правления, а политическую атмосферу, которая на Украине сейчас создана.
Освободить один только Донбасс, включая даже Харьковскую область и полностью юг Украины, для нас означает поражение.
Нам нужно освободить все украинские территории и выйти к границам Евросоюза. В противном случае нашим транзитером в Европу будет враждебная Украина (то, что от нее останется) или не менее враждебная Польша, если она захватит оставшуюся часть Украины. Такой итог полностью отвечал бы интересам США по сохранению контроля над ЕС.
Наша задача — помочь народам Европы восстановить нормальные экономические отношения с Россией, сделать их долгосрочными и избавиться от нынешних выходок евробюрократов и европейских правительств, ориентированных прежде всего на американцев. Взять хоть правительство Олафа Шольца в Германии — оно же очевидно антинемецкое!
Таким образом, начиная специальную военную операцию как внутрироссийское, постсоветское дело по восстановлению территориальной целостности страны, Россия по воле Соединенных Штатов оказалась вовлечена в гораздо более сложный конфликт.
Честно говоря, я надеялся, что американцам хватит ума понять, что Украина неизбежно будет разгромлена, взять большую дистанцию, сдать Украину, но зато договориться с Россией о сохранении своего контроля над ЕС.
Но теперь в кампанию втянуто слишком много сил со стороны Запада, который сделал высокие ставки. Эти ставки не сыграли, что должно привести к неминуемому разорению игрока и в конечном итоге к выходу его из игры.
Восстание наций против Брюсселя
— По-Вашему, насколько быстро страны ЕС смогут выйти из сферы влияния США?
— Это произойдет, конечно, не в этом году и, может быть, даже не в следующем. Но в Евросоюзе уже запущены процессы освобождения, поскольку антироссийская политика для него разорительна. Выживание и развитие европейских стран возможны только при сотрудничестве с Россией и при ее лидерстве.
Последнее очень важно — не обладающие необходимыми природными ресурсами европейцы должны избавиться от взгляда на Россию как на какую-то отсталую азиатскую страну.
Да, у них есть какие-то технологии, но это лишь основа для кооперации, в которой главную роль все равно должна играть Россия. США это предчувствуют, но они допустили серьезные ошибки, хотя, быть может, еще этого не осознают и рассчитывают на какой-то выигрыш. Но я думаю, что настает период осыпания американского господства в Европе.
— Если говорить о неизбежном сотрудничестве Евросоюза с Россией, это означает, что Брюсселю придется отменять антироссийские санкции. А нужно ли это Москве? Ведь говорят, эти рестрикции в определенном смысле только сыграли нам на руку?
— Не совсем так. Мы действительно успешно отражаем санкционную атаку, и она в конечном итоге оказывается нам на пользу. Но нельзя отрицать, что санкции создают для нас и определенные проблемы. Взять хотя бы присвоение российских резервов, заморозку активов коммерческих банков с изгнанием наших финансово-кредитных организаций из Европы. Или вытеснение российской стали из ЕС, что стало проблемой для отечественной сталелитейной промышленности.
Я могу описать, каким не будет механизм снятия санкций: Евросоюз принимает решение и восстанавливает все как прежде, запускает весь транзит, все потоки газа и нефти…
Нет, будет примерно так, как с Украиной: кусок за куском, государство за государством отказываются выполнять санкционную политику ЕС, плюют на указания брюссельских чиновников, высылают американских дипломатов, закрывают финансируемые из Вашингтона, Лондона или Брюсселя НКО и переориентируются на Россию.
Процесс может сопровождаться настоящими народными восстаниями, при том что мы наблюдаем единство интересов и наемных работников, и мелких собственников, и промышленников, и торговых фирм. Потому что эта политика против России разоряет их всех вместе, и безразлично, к какому именно классу они относятся.
Это позволит сформироваться народным фронтам — может быть, мелкобуржуазным по своему духу, но по сути антифашистским, национал-патриотическим и даже социал-консервативным. Это будет восстание наций против Брюсселя. И вот этот механизм приведет к ликвидации санкций и формированию новой Европы, в которой Россия будет направляющей и консолидирующей силой.
Продолжение следует...