«Сами не понимают, за что воюют»: в чем главная проблема «защитников Украины»
Святослав Князев
Происходящее сегодня на Украине — один из наиболее масштабных экспериментов по активной манипуляции массовым сознанием в современной истории. По словам экспертов, если бы украинцы смогли осознать, какие цели преследует Россия и чем на самом деле занимается руководство киевского режима, то значительная часть Вооруженных сил Украины (ВСУ) уже сложила бы оружие. Однако украинская пропагандистская машина работает эффективно, а Владимир Зеленский умудряется под эфемерными лозунгами гнать на убой сотни тысяч своих соотечественников, которые от участия в конфликте ровным счетом ничего не выигрывают.
Сегодня с желающими воевать на Украине уже очень туго, и потенциальных «захысныкив витчизны» сотрудникам военкоматов приходится отлавливать на пляжах или извлекать из багажников автомобилей на границе. Но все же более миллиона человек киевский режим под ружье поставить умудрился.
Причем из миллиона тех, кто проходит сейчас службу в украинских силовых структурах, далеко не все насильно мобилизованы. В начале 2022 года численность только ВСУ составляла около 250 тысяч человек. Примерно за месяц до начала российской специальной военной операции (СВО) Зеленский приказал увеличить ее еще на 100 тысяч. И это за счет добровольцев, без всякой мобилизации. Численность личного состава МВД Украины, судя по данным из открытых источников, составляла в это время около 220 тысяч человек, нацгвардии — 60 тысяч, пограничной службы — 53 тысячи. Еще несколько десятков тысяч проходили службу в СБУ и СВР.
Таким образом, мы видим, что по состоянию на 24 февраля 2022 года свыше 600 тысяч украинцев носили погоны добровольно. Еще несколько сотен тысяч были мобилизованы принудительно. Если верить министру обороны Украины Алексею Резникову, общая численность «людей в форме» в Незалежной сейчас превышает миллион человек.
Мобилизованные часто бунтуют, покидают свои позиции или сдаются в плен. Но все же часть из них пытается оказывать противодействие российским войскам. Украина, по словам экспертов, «воюет пушечным мясом».
Конечно, когда отказы воевать со стороны ВСУ станут тотальными, конфликт будет исчерпан. Но пока что Киеву удается сдерживать ситуацию двумя способами. На самых острых участках — с помощью заградотрядов из идейных националистов, на всех остальных — благодаря всепроникающей пропаганде, опирающейся на эмоциональное воздействие.
Мощного пропагандистского эффекта киевскому режиму удалось достигнуть во многом благодаря тотальной зачистке информационного поля и подавлению любых проявлений свободы слова, создав в итоге на Украине за пределами официальных каналов коммуникации полный информационный вакуум.
При Петре Порошенко на Украине были запрещены несколько десятков российских телеканалов, российские информационные агентства, а также Вконтакте, Одноклассники, Яндекс и Mail.ru. Владимир Зеленский пошел дальше. Он заблокировал практически весь Рунет, а также запретил все оппозиционные СМИ, которые хотя бы допускали появление в эфире альтернативной точки зрения: телеканал 112, Newsone, ZIK, Страна.UA.
В оруэлловскую антиутопию Зеленский решил превратить Украину после того, как у него в конце 2020 года на фоне экономических провалов и неисполнения предвыборных обещаний начал стремительно падать рейтинг. Тотальная зачистка инфополя в духе худших ультраправых диктатур сработала. Украинцы потеряли доступ к любым альтернативным точкам зрения, а от объективных экономических проблем их отвлекли рассказами о светлом европейском будущем и необходимости «вернуть исконно украинские Крым и Донбасс».
Недавно на YouTube-канале украинского блогера Анатолия Шария было выложено видео с записью разговоров жителей Мариуполя.
Люди клянутся, что в последние годы не имели ни малейшего представления о том, что на самом деле происходило в Донецке, находящемся от них всего в ста километрах.
Перед началом специальной военной операции Владимир Путин предельно ясно объяснил, ради чего она проводится: «Ее цель — защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима, и для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также преданию суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан России».
Ранее российские власти с 2015 по 2022 год уговаривали официальный Киев выполнить совершенно необременительные для него Минские соглашения. Но киевскому режиму были нужны не компромисс, а «пэрэмога» и демонстративное унижение тех, кто посмел ему не подчиниться после государственного переворота 2014 года. Теперь за эти амбиции рассчитываются обычные украинцы, которых загнали в ВСУ.
«Я часто захожу в украинские группы в вайбере, телеграме, в которых сидят обычные люди, и пытаюсь поговорить. В Харькове, Одессе, Николаеве огромное количество народу просто не понимает, что происходит. Они ощущают происходящее только на эмоциях — то на страхе от "прилетов", то на возмущении от ужасных историй в исполнении Денисовой. Даже те, кто открыто "топят" за ВСУ и Украину, часто внятно не могут объяснить, чем лично им угрожает Россия. В ответ на конкретные вопросы начинают ругаться матом и угрожать пожаловаться в СБУ. Люди, далекие от политики, вообще находятся в полной растерянности. Понятно, что военных в таких группах сидит немного, но это же их жены, родители, братья, сестры», — рассказал в разговоре с RuBaltic.Ru крымский волонтер и участник «Русской весны» Константин.
По его словам, он доносил до своих собеседников, что Россия ничего против них не имеет и что никто не собирается отнимать у украинцев их дома, квартиры или другое имущество, а также выкладывал видео с украинские пленными и обращения подразделений ВСУ, брошенных командованием. На Украине такого рода информация тщательно блокируется.
«Людям всеми силами не дают включить мозг, не позволяют рефлексировать», — подчеркнул Константин.
Украинская пропаганда, настраивая население страны против России, оперирует абстрактными понятиями и давит на эмоции. Вот несколько характерных фраз из выступлений Владимира Зеленского: «Украина воюет за свое будущее», «Украина воюет за мир», «Жертвуют собой ради обороны страны», «Мы воюем за Украину».
Как отметил Константин, многих из его собеседников ставил в тупик вопрос о том, что страшного случится, если завтра президент Украины согласится прекратить конфликт и выполнить условия России.
«Конечно, есть "зашитые" националисты, которым нужно убивать русских и которые несут бред о походе на Кубань и на Москву. Но большинству людей, можно объяснить, что им лично не было ни холодно ни жарко от того, как жители Донбасса хотели сами строить свое личное будущее, и что попытки Киева навязать людям силой свою волю — это неправильно. Украинцы в своей массе сами не понимают, за что воюют», — подчеркнул наш собеседник.
По его мнению, атмосфера в ВСУ не слишком сильно отличается от настроений среди украинских гражданских.
Многие рядовые контрактники и насильно мобилизованные солдаты воюют только на фоне эмоционального давления. Системное донесение до них информации об истинном состоянии экономики Украины и о целях российской спецоперации без эмоций позволило бы склонить многих из них к прекращению сопротивления.
«Если до людей в спокойной, понятной форме донести послание о том, что Россия не желает им зла, а Зеленский ради интересов Запада во имя эфемерных идей жертвует их жизнями, по крайней мере, часть из них должна посмотреть на происходящее по-другому», — предположил Константин.
Наиболее удобный канал коммуникации с украинцами — это мессенджеры, которые не находятся под тотальным контролем украинских властей, а в районе линии соприкосновения — обычные листовки. При этом очень важно не начинать общение с украинцами с жестких утверждений и политических лозунгов — и без того находящиеся в нестабильном эмоциональном состоянии люди в ответ либо замкнутся, либо ответят агрессивно. Но если найти слова, после которых они поверят в искренность диалога, это может подарить шанс кардинально изменить ситуацию на Украине.