Самая успешная в истории: чего добилась миротворческая миссия России в Приднестровье
Максим Камеррер
Власти Приднестровья заявляют о давлении Кишинева на размещенных в непризнанной республике миротворцев. Очередной виток нагнетания напряжения вокруг последних пришелся на 30-летний юбилей формирования в Приднестровье миротворческой миссии, основу которой составили Вооруженные силы РФ. Сегодня эту миссию можно смело назвать самой успешной в истории: все 30 лет работы российских миротворцев на обоих берегах Днестра царит мир и не гибнут люди.
Политики, журналисты и эксперты по международным отношениям фиксируют многочисленные промахи, допущенные миротворческими силами под эгидой ООН и ОБСЕ, не говоря уже о провалах самозваных «миротворцев» блока НАТО.
Например, в 1993 году провалом закончилась миссия ООН в Сомали, а в 1994 году ООН не смогла предотвратить геноцид в Руанде, в результате чего погибло 800 тысяч человек. Миротворцы ООН не сумели предупредить и развязывание гражданской войны на Балканах, что привело к вооруженной интервенции НАТО и трагическим последствиям для балканских народов, которые не оправились от кровавого распада Югославии до сих пор.
При этом десятки резолюций Совета Безопасности ООН, касающиеся урегулирования острых региональных конфликтов, остаются невыполненными. Мало того, миротворческие контингенты ООН оказываются замешаны в скандалах вокруг сексуальных домогательств по отношению к местному населению, изнасилований и даже педофилии. Речь идет о преступлениях, совершенных представителями контингента ООН в Конго, Бурунди, Либерии, на Гаити. В них, помимо миротворцев из стран Азии и Африки, фигурировали французские, британские и бразильские военные.
Военные конфликты на постсоветском пространстве, вызванные распадом СССР, привели к многочисленным случаям использования миротворческих миссий, основу которых всегда составляли российские миротворцы.
В 1992 году миротворческие силы России были введены в Южную Осетию после провозглашения тогдашним президентом Грузии Гамсахурдиа лозунга «Грузия для грузин», фактически предотвратив геноцид осетин. Именно нападение грузинской армии на российских миротворцев в августе 2008 года стало триггером военного конфликта в регионе.
Российские миротворцы еще с 1994 года успешно обеспечивали поддержание мира в Абхазии вплоть до признания ее независимости в 2008 году.
Широко известна миротворческая миссия российских военных в Нагорном Карабахе, созданная для предотвращения эскалации армяно-азербайджанского конфликта в 2020 году.
Российская миссия по сути обеспечивает мирное существование этого территориального субъекта в его нынешнем статусе и границах.
То же самое можно сказать и о миротворческой миссии российских военных в Таджикистане.
Одной из наиболее ярких страниц в истории российского миротворчества является их деятельность в зоне вооруженного конфликта между Молдовой и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой, который разгорелся в 1992 году.
Прекратить кровопролитие удалось вмешательству дислоцировавшейся в Приднестровье 14-й российской армии, часть которой позже была преобразована в российский миротворческий контингент, в который вошли 3100 российских, 1200 молдавских и 1200 приднестровских военнослужащих.
Со второй половины 1992 года при посредничестве России начались переговоры о статусе Приднестровья, с 1993 года к мирному урегулированию присоединилась ОБСЕ, а с 1995 года — Украина. Позже переговорный формат был дополнен США и Евросоюзом и получил условное название «5+2».
Кроме российских миротворцев в Приднестровье находится Отдельная группа российских войск (ОГРВ), главной функцией которой остается охрана военных складов в небольшом селе Колбасна на границе с Украиной.
Арсенал в Колбасне на сегодняшний день насчитывает более 20 тысяч тонн боеприпасов, которые остались в Приднестровье в наследство от 14-й армии СССР, расквартированной в регионе в свое время. Частично на эти же склады в начале 1990-х годов вывозились снаряды из стран Восточного блока. Многие из них лежат на этих складах более 30 лет и нуждаются в утилизации на месте, поскольку куда-либо вывозить их просто опасно.
В 2019 году министр обороны России Сергей Шойгу впервые за долгое время посетил Молдову, где обсуждал с тогдашним президентом республики Игорем Додоном вопрос утилизации боеприпасов. Однако приход к власти нового президента Майи Санду и проевропейской партии PAS привел к резкому ухудшению отношений между Россией и Молдовой и сворачиванию сотрудничества по многим вопросам, в том числе по утилизации боеприпасов. По большому счету, нынешняя власть Молдовы не заинтересована в решении вопроса с боеприпасами, но продолжает требовать вывода военнослужащих ОГРВ, охраняющих склады.
На протяжении 30 лет Приднестровье остается самым спокойным местом, в котором находятся миротворческие силы. Никаких происшествий и инцидентов в регионе не отмечено, но напряженность возрастает.
Положение российских миротворцев в Приднестровье серьезно осложнилось после начала вооруженного конфликта на востоке Украины в 2014 году. Если в предыдущие годы в моменты ухудшения российско-молдавских отношений Москва могла проводить ротацию своего воинского контингента через Одессу, то в последние восемь лет она потеряла эту возможность. В связи с этим личный состав российских миротворцев, находящийся под командованием российских офицеров, набирают из числа местных жителей, имеющих российское гражданство.
Начало специальной военной операции России на Украине привело к появлению опасности нападения на российских миротворцев в Приднестровье.
Сегодня на соседней Украине периодически обсуждаются различные сценарии нападения на Приднестровье.
По сути, сегодня украинскую армию останавливает только то, что юридически Приднестровье продолжает оставаться территорией Молдовы.
Дополнительные «бонусы» для Украины при вторжении в Приднестровье — это склады боеприпасов в Колбасне и «потенциально до трех тысяч военнопленных граждан РФ», как заявил один из украинских «экспертов». При этом в Киеве сожалеют, что «Молдова боится любых боевых действий на своей территории, потому что, в отличие от Абхазии и Осетии, вспышек насилия там не наблюдается после 1992 года». Кроме того, в Киеве понимают, что «Кишинев не уверен, что после вторжения Украина сразу вернет Молдове контроль над регионом, в котором этнические украинцы составляют треть населения и который до 1940 года был частью УССР».
Сегодня в Приднестровье, так же как всегда и везде, российские миротворцы с честью выполняют свою нелегкую, но такую необходимую миссию по поддержанию мира в регионе и сдерживанию деструктивных сил.
И мало у кого возникает сомнение в их способности дать немедленный и жесткий отпор, который будет поддержан всей мощью Вооруженных сил России.
Именно поэтому вот уже 30 лет на берегах Днестра не слышны выстрелы и не умирают люди.