В России завершается приемная кампания в высшие учебные заведения. Российские вузы традиционно пользуются популярностью у абитуриентов из стран ближнего зарубежья, однако количество белорусских студентов в России последовательно снижается, несмотря на последовательное увеличение квот для граждан Республики Беларусь. Польша по количеству студентов из Беларуси почти сравнялась с РФ, и эти тенденции создают для России отложенные угрозы геополитического характера.
Количество белорусских студентов, которые будут обучаться в российских вузах в 2022 году, составит 10,2 тысячи человек. Квота, выделенная для белорусских студентов в российских вузах в новом учебном году, — 1100 мест. В предыдущем учебном году такая квота составляла 770 мест.
По количеству иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, белорусы находятся на восьмом месте, уступая гражданам Казахстана, Узбекистана, Китая, Туркменистана, Таджикистана, Индии и Египта.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения количества белорусских студентов, обучающихся в России.
Так, в 2014 году российское высшее образование получали 18 тысяч белорусов, в 2016-м — 16 тысяч, в 2018-м — 13 тысяч, а в 2020-м — 10,7 тысячи. Нынешний год, таким образом, продолжил эту общую тенденцию, хотя темпы сокращения белорусского присутствия в российских вузах снизились.
Польша, напротив, демонстрирует положительную динамику привлечения белорусской молодежи в свои вузы. В 2014-м году в Польше обучалось 4000 белорусов, в 2016-м — 5000, в 2018-м — 7600, в 2020-м — 9700.
Таким образом, если в 2014 году в России училось в 4,5 раза больше белорусских студентов, чем в Польше, то к настоящему времени количество обучающихся в обеих странах практически сравнялось — как за счет снижения количества белорусов в российских вузах, так и за счет его увеличения в Польше.
Подобная динамика не может не тревожить. Ведь получение образования за рубежом дает не только определенные профессиональные навыки и компетенции. Оно формирует мировоззрение и ценности молодого человека, включая его геополитические и цивилизационные предпочтения. Само желание учиться в другой стране зачастую связано с желанием уехать туда навсегда.
Поэтому динамика численности белорусских студентов в российских и польских вузах многое говорит о престиже этих стран в глазах белорусской молодежи. Но даже те, кто после обучения за рубежом возвращается на родину, становятся вольными или невольными проводниками влияния той страны, где они получили образование.
Привлечение белорусских студентов в российские вузы является как вопросом престижа, так и фактором мягкой силы России в Беларуси. Если Россия претендует на роль самостоятельного геополитического и цивилизационного центра, престиж ее образования в союзных странах является важнейшим фактором влияния.
Белорусские студенты, получившие высшее образование и первый самостоятельный жизненный опыт в России, так или иначе будут ассоциировать себя с ней и как минимум будут лояльны идее белорусско-российской интеграции или даже станут ее активными проводниками и лоббистами.
Долгие годы престиж российского образования среди белорусской молодежи обеспечивался рядом обстоятельств. Во-первых, это полное отсутствие культурно-языковой дистанции. Белорусу в России не надо тратить усилий на освоение языка и интеграцию в культурную среду.
Во-вторых, срабатывала инерция культурных установок советских времен. Для старших поколений белорусов Россия выступала политической и культурной метрополией. Соответственно, образование, полученное в Москве или Петербурге, воспринималось как более престижное и открывающее больше возможностей по сравнению с местными вузами. Очевидно, эта установка по инерции распространялась и на первые поколения постсоветской молодежи.
Со временем, однако, влияние этих факторов стало ослабевать. Представление о России как о культурной метрополии у молодых белорусов все больше вытеснялось аналогичным представлением о Западе. Соответственно рос и престиж западного образования как дающего дорогу в «цивилизованный мир». Более того, после краха СССР в постсоветских республиках, включая Беларусь, укоренялись представления о России как о стране, пришедшей в упадок и не имеющей перспектив.
Нарастало и общее отчуждение от России.
Несмотря на общность языка, восприятие молодыми белорусами политической, исторической и геополитической реальности существенно отличается от восприятия их российских сверстников.
Молодые белорусы имеют достаточно смутное представление о российской истории и географии и уже, как правило, не воспринимают «одну шестую часть суши» как свою родину.
Это, в свою очередь, является результатом постепенной дивергенции систем образования Беларуси и России. Несмотря на то, что «генетически» обе системы родственны и близки, за прошедшие с момента распада СССР тридцать лет в них накопилось немало различий, и прежде всего в области преподавания гуманитарных дисциплин.
Не случайно в этой связи глава верхней палаты российского парламента В.И. Матвиенко недавно выступила с инициативой создания общего учебника истории Союзного государства.
Действительно, общий исторический нарратив является важным фактором поддержания связности культурного и образовательного пространства России и Беларуси. В этой области очень многое было упущено или оставлено на самотек.
Все эти тенденции, работающие против России, оказались, напротив, на руку Польше. Она как ближайшая к Беларуси западная страна стала наиболее привлекательным направлением для молодых белорусов, желающих найти себя в «цивилизованном мире».
Адаптироваться в Польше белорусам гораздо проще, чем в любой другой европейской стране. Благодаря пассивному знанию белорусского языка, который в лексическом отношении процентов на 80 является калькой с польского, большинство белорусов могут практически без предварительной подготовки понимать польскую речь и освоить польский язык в сжатые сроки.
Культурно-исторический нарратив Польши также близок молодому поколению белорусов. Польские короли и польско-литовская аристократия стали частью национального мифа постсоветской Беларуси; они укрепляют в сознании молодых белорусов чувство своей цивилизационной принадлежности к Европе, а также общности исторических судеб Беларуси и Польши.
Наконец, Польша на протяжении многих лет целенаправленно работает с белорусской молодежью, привлекая ее в свои вузы не только с целью «откачки мозгов», но также для подготовки новой белорусской элиты, для которой солнце будет восходить уже не на Востоке, а на Западе — в Вашингтоне, Брюсселе и, конечно, Варшаве.
Пока что мощная инерция культурно-языковой общности и геополитических ориентаций советских времен позволяет России оставаться основным направлением для белорусских студентов, желающих получать образование за рубежом. Однако эта инерция ослабевает, сменяясь в сознании молодых белорусов новой, евроцентричной картиной мира.
В сочетании с активными усилиями Польши по работе с белорусской молодежью это может создать долговременную угрозу для российского влияния в Беларуси.
Автор — Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований