Песенный конкурс «Славянский базар», ежегодно проводимый в Витебске, в этом году обернулся скандалом между Республикой Беларусь и Латвией. Повод был найден самый невинный: им послужило интервью, которое дал президент Беларуси Александр Лукашенко воспитанникам Рижской детской академии радио и телевидения Academy KidsTV.
Факт интервью вызвал возмущение министра иностранных дел Латвии Эдгара Ринкевича, который обвинил детскую академию в участии в информационной войне на стороне России и Беларуси, а также «грубом игнорировании» рекомендаций латвийского МИД не посещать Беларусь. Кроме того, министр Ринкевич обратился в службу госбезопасности (СГБ) Латвии с просьбой дать оценку действиям Academy KidsTV.
Представители детского учреждения, со своей стороны, оправдывают решение направить своих воспитанников в Витебск тем, что «Славянский базар» является красивым детским конкурсом, а интервью с Лукашенко в нынешней ситуации в мире может положительно повлиять на взаимоотношения Риги и Минска.
Белорусские власти, в свою очередь, подчеркивают, что инициатива об интервью с Лукашенко исходила от представителей Academy KidsTV.
У детской академии уже начались неприятности.
Служба госбезопасности Латвии устроила в отношении учреждения проверку, по результатам которой обнаружилось, что у учреждения якобы нет аккредитации и лицензии.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: где латвийские службы были раньше и почему не озаботились этим вопросом? Ведь Academy KidsTV вполне открыто осуществляла свою деятельность с 2011 года.
Это уже не первый случай, когда власти Латвии организуют травлю и преследование за то или иное взаимодействие с Беларусью.
Ранее нападкам подвергся мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш за то, что принял участие в торжествах в честь Дня независимости Беларуси, которое было организовано белорусским консульством в этом городе.
Учитывая, что Даугавпилс является столицей самого русскоязычного региона Латвии — Латгалии, где к тому же, по мнению латвийских спецслужб, тлеют сепаратистские настроения, неудивительно, что посещение Элксниньшем белорусского торжества вызвало бурную реакцию.
В ходе «Славянского базара» в Витебске отметилась и южная соседка Латвии — Литва.
Здесь бурю в стакане вызвало посещение фестиваля литовской певицей Бируте Петриките.
Посещение Петриките «Славянского базара» прокомментировал литовский министр культуры Симонас Кайрис. Он также осудил Петриките за несознательность, однако, в отличие от своего латвийского коллеги Ринкевича, жаловаться в госбезопасность не побежал. По словам Кайриса, Литва является демократическим государством и не будет уподобляться своим восточным соседям (то есть Беларуси), а в действиях певицы Петриките угрозы национальной безопасности нет.
Особенно примечательно в истории гротескное поведение латвийских властей, которые, в отличие от литовских коллег, еще недавно демонстрировали в отношениях с Беларусью относительное здравомыслие и прагматизм. До событий августа 2020 года белорусско-латвийские отношения развивались гораздо более плодотворно, чем отношения с Литвой.
Отношения Минска и Вильнюса постоянно омрачали спонсирование Литвой белорусской оппозиции и назойливое вмешательство Литвы во внутренние дела Беларуси. Другой конфликтной темой было строительство Белорусской АЭС, по поводу которой литовская сторона закатывала регулярные истерики.
Латвия, напротив, воздерживалась от вмешательства во внутренние дела Беларуси, делая упор на торгово-экономическом сотрудничестве.
Впрочем, как теперь понятно, эта политика Риги укладывалась в общеевропейский курс того времени по «мягкому вовлечению» Беларуси.
В отличие от Литвы, Латвии проводить такую политику было проще — просто в силу меньшего числа культурных, идеологических и исторических пересечений с Беларусью.
После августовских событий 2020 года в Минске маски оказались сброшены, и от былого латвийского прагматизма не осталось и следа.
Более того, складывается впечатление, что в плане неконструктивной «ценностно мотивированной» политики Рига сегодня идет даже впереди Вильнюса.
Причин тому несколько. Во-первых, для стран Балтии в принципе характерна фиксация на теме «российской угрозы». Это стало их своеобразной внешнеполитической «фишкой», за счет которой они набивают себе цену в рамках коллективного Запада. И если до августа 2020 года прибалтийские страны были вынуждены придерживаться линии по «мягкому отрыву» Беларуси от России и избегали излишне острых нападок на официальный Минск, то сегодня Беларусь для них — интегральная часть «российской угрозы», главный союзник России и «соучастник агрессии против Украины».
Вторая причина особой суетливости Латвии в белорусском вопросе чисто внутренняя.
В отличие от моноэтнической Литвы, Латвия остается внутренне рыхлым обществом с крупной русской общиной и не до конца интегрированной Латгалией.
«Российская угроза», таким образом, здесь превращается из чисто внешнего фактора еще и в фактор внутренний. Лояльность русскоязычного населения остается одной из главных проблем Латвии. При этом, будучи этнократическим государством, Латвия не в состоянии полноценно интегрировать русское население. Русские остаются на постоянном подозрении как потенциальная или даже реальная «пятая колонна».
При таком подходе симпатии многих русских граждан и неграждан Латвии не только к России, но и к Беларуси становятся настоящей проблемой.
И если до августа 2020 года в Латвии старались разделять белорусский и российский кейсы, то теперь этого нет.
А значит, любые проявления симпатий латвийских граждан и уж тем более публичных фигур к Беларуси воспринимаются едва ли не как государственная измена и сопровождаются истерикой и травлей со стороны властей. В условиях, когда латвийские власти считают себя пребывающими в состоянии войны с «русским миром», включая и Беларусь, любые проявления не то что симпатий, а даже нейтрального отношения к восточным соседям будут подавляться.
Автор — советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ)