«Платите за украинцев»: Польша требует репараций от Германии
Алексей Ильяшевич
Польша намерена добиваться от Германии репараций за ущерб, нанесенный стране в годы Второй мировой войны. Об этом заявил лидер правящей польской партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский. Варшава уже не первый год пытается доказать, что немцы задолжали ей круглую сумму. Но сегодня ее требования заиграли новыми красками: польские власти, прикрываясь историей, претендуют на возмещение ущерба за поддержку Украины.
Тема «недополученных» репараций в Польше актуализировалась после прихода к власти национал-консервативной партии «Право и справедливость» (PiS). Ее представители в один голос твердят, что они не намерены отказываться от претензий к Германии. В 2019 году глава польской парламентской группы по вопросам военных репараций Аркадиуш Муларчик оценил ущерб, который его страна понесла во время немецкой оккупации, примерно в один триллион долларов.
Почему Качиньский снова решил напомнить Берлину о своих «хотелках»? Российские журналисты и эксперты выдвигает разные версии. Кто-то полагает, что PiS работает на внутреннюю аудиторию, поддерживая имидж единственной политической силы, которая готова отстаивать интересы Польши на международной арене (оппоненты Качиньского из либерал-демократического лагеря ни о каких репарациях даже не помышляют).
Другие уверены, что исторический ревизионизм Варшавы подпитывают события на Украине. Если в Европе рушится традиционный послевоенный уклад, то почему бы полякам не воспользоваться моментом?
«Варшава намерена на фоне ситуации с Украиной удовлетворить ряд своих интересов, вновь обращаться к давно забытым и урегулированным вопросам. Спустя более восьми десятков лет после начала Второй мировой Польша решила, что точка еще не поставлена, несмотря на позицию Германии по этому вопросу», — отмечает член комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Белик.
При желании можно выдвинуть еще одну гипотезу: PiS целенаправленно раскалывает единство Евросоюза, отрабатывая заказ своих британских и американских кураторов. Примечательно, что отношения Берлина и Варшавы дали серьезную трещину в период президентства Дональда Трампа. Бывшему хозяину Белого дома нужен был «троянский конь» в Евросоюзе, а Польша с удовольствием выполняла эту роль.
Но мало кто обратил внимание на сам текст недавнего заявления Ярослава Качиньского. Вопрос репараций от Германии он почему-то увязал с украинским кризисом.
«Мы не можем отступать, мы не можем быть мягкими. Мы не можем давать другим и ничего не требовать взамен просто потому, что это всегда плохо кончается. (…) Мы должны твердо отстаивать свои интересы и в то же время знать, каковы они на самом деле. Знать, например, что, если мы помогаем Украине, а никто не помогает так, как мы, то мы защищаем польские интересы», — заявил Качиньский.
Трудно поспорить, что именно Польша сегодня несет самое тяжелое бремя поддержки Украины. По состоянию на конец июня она приняла более четырех миллионов беженцев. Многие из них воспринимают вынужденную эмиграцию как возможность «подоить» бюджет соседней страны. Кроме того, Варшава безвозмездно передала Киеву большое количество танков, боевых машин, артиллерийских установок и так далее. Ее собственные арсеналы с каждым месяцем истощаются.
«Восполнение вооружения новым оборудованием, которое только будет произведено, это минимум месяцы, но в основном — годы. Мы нуждаемся в быстром восполнении. Поэтому мы просим сегодня всех наших союзников, чтобы передали нам вооружение, и не обязательно новое. Наоборот. Мы передали бывшую в употреблении технику и также бывшую в употреблении технику готовы принять», — отмечает президент Польши Анджей Дуда.
Добавим к этому стандартные проблемы стран — членов ЕС: высокая инфляция, резкое удорожание энергоресурсов, растущие цены на топливо и продукты питания.
В Польше сложилась тревожная экономическая ситуация, а грядущий отопительный сезон усугубит ее еще больше.
Тем временем газета Welt сообщает об отказе Евросоюза разблокировать для Варшавы финансирование из специального коронавирусного фонда в размере 35 миллиардов евро. Речь идет о затянувшемся споре из-за польской судебной системы. Под давлением ЕС гордые паны приняли закон, который ликвидирует дисциплинарную палату Верховного суда, но Брюссель счел эти усилия недостаточными для соблюдения европейских стандартов верховенства права.
«Это стало тяжелым ударом для национал-консерваторов в Варшаве, которого никто не ожидал в июне», — пишет Welt.
Стоит ли удивляться, почему Качиньский снова заявил о необходимости требовать от Германии репараций за преступления нацистов? В его представлении Польша стала жертвой величайшей несправедливости: ее продолжают третировать вместо того, чтобы оказывать дополнительную финансовую помощь.
Для ФРГ вопрос компенсаций, разумеется, закрыт раз и навсегда. Немцы рассчитались с поляками в 1953 году (причем рассчитались не только деньгами, но и территориями). Качиньский прекрасно понимает, что «надбавка» к выплаченным ранее репарациям от Берлина его стране не светит.
Но смысл требований заключается не в этом. Польша претендует на возмещение ущерба за поддержку Украины, а не за нацистскую оккупацию времен Второй мировой войны.
Еще раз процитируем пана Качиньского: «Мы не можем давать другим и ничего не требовать взамен». Лидер правящей польской партии даже не скрывает, что он требует от Германии денег взамен на безвозмездную помощь Киеву. История — всего лишь повод. Если некие компенсаторные механизмы для Польши все же будут найдены и запущены, то она «забудет» о своих исторических претензиях к Берлину. На время, конечно.