Религиозный раскол: власть Зеленского глумится над Украинской православной церковью
Алексей Ильяшевич
После начала российской специальной военной операции возникла угроза полного уничтожения Украинской православной церкви (УПЦ), первые шаги к чему были сделаны еще при Петре Порошенко. Киевский режим пытается спровоцировать раскол православия на Украине, чтобы разорвать любые связи с Россией. Как следствие уже несколько епархий УПЦ перешли в прямое подчинение Московского патриархата, и, можно предположить, они далеко не последние.
Пару лет назад один украинский политолог привел мне убедительный аргумент в пользу того, что Владимир Зеленский не является продолжателем традиций своего предшественника: «Он не вмешивается в церковные дела». Спорить не буду. Религиозный вопрос действительно находился (и до сих пор находится!) на периферии интересов президента Украины. Поначалу Зе-команду даже критиковали за то, что она не оказывает должной поддержки любимому детищу Петра Порошенко — раскольникам из Православной церкви Украины (ПЦУ). Но процесс уничтожения канонического православия к тому моменту уже приобрел инерционный характер.
Вся гуманитарная политика Зеленского, казалось бы, была подчинена благородному принципу: «Не делать ничего, что разделяет общество». В 2019 году новоизбранный президент одергивал журналистов, которые затрагивали языковой вопрос: дескать, зачем вы это делаете? Давайте не будем поднимать темы, которые раскалывают народ...
Подвох в том, что народ уже был расколот. Уже действовал так называемый закон о тотальной украинизации, русский язык вытесняли из всех сфер употребления, кроме быта. Зеленский принял управление кораблем, накрененным вправо, и с каждым годом крен только усиливался.
Религиозный раскол здесь не является исключением. При Зеленском украинская общественность потеряла интерес к этой теме, но «ползучая» экспансия ПЦУ продолжалась. Катализатором этого процесса стал Константинопольский патриарх Варфоломей: после его поездки на Украину в 2021 году участились случаи захватов храмов и незаконной перерегистрации уставов религиозных общин.
«Местные власти, посчитав приезд гостя из Стамбула сигналом поддержки ПЦУ со стороны высшего руководства государства, стали еще более активно содействовать нарушению прав верующих Украинской православной церкви», — отмечал управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич).
После начала российской специальной военной операции уничтожение канонического православия на Украине осуществляется в «турборежиме». Отдельные депутаты Верховной рады предлагают пойти по самому простому и радикальному пути: в парламенте зарегистрировано целых два законопроекта о запрете деятельности УПЦ. Сама церковь тем временем внесла в свой устав дополнения и изменения, свидетельствующие о ее «полной самостоятельности и независимости».
Злые языки поспешили назвать это расколом. Но от подобных формулировок воздерживаются и патриарх Кирилл, и представители УПЦ. Последние не скрывают, что решения Собора от 27 мая 2022 года были приняты под давлением политических обстоятельств.
«Именно потому, что какие-то элементы связи с Московским Патриархатом стали усложнять миссию Церкви на Украине, все элементы в Уставе, где об этой связи упоминалось, были удалены. Удалены в плане административном, но не в плане молитвенном. Все мы остаемся членами единой Церкви Христовой, которая одна и та же в Украине, России, Греции и других странах», — отмечает заместитель главы Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич.
На мой взгляд, этот шаг свидетельствует об исключительных порядочности и мужестве руководителей церкви. Даже находясь под прессом авторитарной (или уже тоталитарной?) власти, они стараются не спровоцировать раскол всего православного мира, который еще сохраняет подобие единства. Но попытка пройти «между капелек», как выражался первый президент Украины Леонид Кравчук, приводит к расколу самой УПЦ.
Решение Собора не поддержал целый ряд епархий. Три из них — Джанкойская, Симферопольская и Феодосийская — в соответствии с решением Синода РПЦ перешли в прямое подчинение патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Не исключено, что это только начало. На очереди могут стоять епархии, которые функционируют в Донецкой и Луганской народных республиках. Их переход под омофор патриарха Кирилла станет для УПЦ очередным ударом. Речь идет не только о болезненности церковного раскола: ответственность за «коллаборационизм» донецких, луганских и крымских клириков будут нести их коллеги на подконтрольных Киеву территориях.
Вероятно, ни один из антицерковных законопроектов Верховная рада не примет, дабы не провоцировать массовых волнений. Дело уничтожения канонической православной церкви отдано на откуп местным властям — они сами принимают решения о запрете деятельности УПЦ. Решения, разумеется, абсолютно незаконные.
Достаточно сказать, что в правовом поле Украины отсутствует сама процедура приостановки или запрета деятельности религиозных организаций органами местного самоуправления. Поэтому в городе Конотопе соответствующее решение принимает городской глава Артем Семенихин, а в других населенных пунктах это делают депутаты горсоветов.
Кто как хочет, так и издевается над православной церковью. Цинизм запредельный.
Можно не сомневаться, что самая мощная религиозная организация Украины при сохранении действующей власти будет ликвидирована. Рано или поздно, так или иначе. Трагедию украинского православия нам еще предстоит осмыслить. А пока стоит воздержаться от резких оценок, которые звучат в том числе и от российских журналистов, политиков, общественных деятелей.
«Это как доброкачественная опухоль, которая с агрессивной внешней средой рано или поздно должна была превратиться в злокачественную», — так отзывается об УПЦ Телеграм-канал российского движения «Сорок сороков».
Хочется вспомнить слова из Священного Писания: «Не судите, да не судимы будете». Кому хватит дерзости предложить архиереям УПЦ и митрополиту Онуфрию оптимальный выход из сложившейся ситуации? Кому-то может и хватит. Но никто из нас не несет ответственности за храмы, святыни и многомиллионную паству Украинской православной церкви.