Пешка в большой игре: кто заставляет Литву блокировать калининградский транзит
Святослав Князев
Литва продолжает настаивать на запрете транзита товаров в Калининградскую область даже в ситуации, когда сам Евросоюз готов пойти на попятную. В свете того, что ответные меры со стороны России могут нанести литовской экономике серьезный ущерб, подобная упертость выглядит странно. Действительно ли инициатива в этом вопросе исходит от самой Литвы или она является лишь марионеткой в руках западных патронов?
18 июня 2022 года вступило в силу решение литовских властей о запрете транзита в Калининградскую область и из нее обширного перечня товаров, оказавшихся под европейскими санкциями. Стоп-список содержит 23 раздела. В него попали стройматериалы, металлические изделия, авиационно-космическое оборудование, торф, угольная продукция, парфюмерия, алкоголь и многое другое.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов следующим образом прокомментировал происходящее накануне начала блокады: «Нас просто поставили сегодня днем перед фактом, что с завтрашнего дня эти грузы не принимаются к перевозке. По предварительным оценкам, это от 40 до 50% номенклатуры грузов, которые перевозили между Калининградской областью и другими регионами России». По его словам, действия Литвы являются попыткой экономического удушения Калининградской области.
Литовские власти прикрылись санкциями Евросоюза, запрещающими транзит ряда товаров, в том случае если они произведены в России либо экспортируются из РФ в другие страны. Но перевозки между российскими регионами под определение экспорта, естественно, не попадают.
Объяснения Вильнюса относительно мотивов этого поступка с самого начала звучали неубедительно. Дело в том, что при обсуждении условий вступления прибалтийской республики в ЕС Россия получила гарантии свободного транзита между Калининградской областью и остальной территорией РФ. Поэтому прав вводить какие-либо транспортные ограничения в направлении Калининграда ни у Брюсселя, ни у Вильнюса нет.
Литва со своей стороны попыталась доказать, что всего лишь дисциплинированно выполняет волю Евросоюза и ни о какой блокаде якобы даже не помышляет. Так, литовский МИД заявил следующее: «Через территорию Литвы продолжаются перевозки пассажиров и грузов, не подпадающих под действие санкционного режима ЕС, как в Калининградскую область, так и из нее. Литва не вводила никаких односторонних, индивидуальных или дополнительных ограничений на этот транзит. Литва последовательно применяет санкции ЕС».
Однако реакция Брюсселя на происходящее заставляет усомниться в том, что Евросоюз умышленно шел на эскалацию противоречий с Москвой.
Посол ЕС в России Маркус Эдерер был вызван в МИД РФ по поводу произошедшего, но внятно прокомментировать ситуацию не смог, ограничившись обтекаемым комментарием: «Раз Литва начала исполнять санкции таким образом, значит, так их и следует интерпретировать».
Позже в рамках ЕС были инициированы переговоры по поводу калининградского транзита, и оказалось, что далеко не все их участники настроены на конфронтацию с Россией. Например, депутат Европарламента Пятрас Ауштревичюс сообщил СМИ, что представитель одного из входящих в Евросоюз государств открыто потребовал пересмотреть положение о введении санкций, чтобы убрать лишние проблемы в отношениях Брюсселя и Москвы.
Несмотря на позицию Литвы, требующей продолжать блокаду, руководящие органы ЕС начали готовить документ, снимающий ограничения в части, касающейся Калининградской области.
В итоге литовское руководство получило от Еврокомиссии письмо с инструкцией по транзиту, но оно его не устроило. По словам представителей официального Вильнюса, рекомендации Евросоюза якобы могли создать дополнительные проблемы.
О чем именно шла речь в этих инструкциях, литовские власти говорить не стали. Однако, судя по предыдущим заявлениям из Брюсселя, можно предположить, что еврочиновники попытались уговорить литовцев смягчить свою позицию. Стремление европейцев сделать переговорный процесс по транзиту непубличным понятно.
С одной стороны, представители ЕС вряд ли хотят обострять отношения с Россией еще больше, прекрасно понимая, что они и так уже находятся у «красной черты», а с другой — им очень важно сохранить лицо. Публичное признание правоты Москвы чревато скандалами в прессе и обвинениями в трусости со стороны политических оппонентов.
Чем закончились переговоры, до конца не ясно. Старший советник главы Литвы по национальной безопасности Кястутис Будрис объявил о том, что официальный Вильнюс и Еврокомиссия согласовали принципы и установки транзита грузов РФ в Калининград. В чем они заключаются, пока официально не объявлялось.
Смелость Литвы в этой ситуации выглядит по меньшей мере странно. Понятно, что уровень русофобии литовского руководства зашкаливает. Но Вильнюс весьма сильно зависит в экономическом плане от благосклонности Брюсселя.
Например, в 2018 году при расходной части бюджета на уровне около 9,5 млрд евро литовцы получили 1,6 млрд из бюджета ЕС в качестве дотаций. Кроме того, перейдя «красную черту» в отношениях с Москвой, Литва рискует получить весьма жесткий ответ. Самое малое — встречное блокирование транзита. Поэтому вряд ли литовские власти решились бы на такую игру самостоятельно.
Кто же стоит за очередным поднятием ставок на международной арене?
Евросоюз в данной ситуации по очевидным причинам практически вне подозрений. Ряд экспертов усмотрел в происходящем «руку Вашингтона». Конечно, то, что власти США делают все возможное для дестабилизации России, — факт очевидный. Однако их вмешательство именно в калининградский кейс вызывает определенные сомнения.
Дело в том, что, разжигая костер конфликта на Украине, американцы ни за что не отвечают: Киев не является членом НАТО, и поэтому Соединенные Штаты в любой момент могут выйти из игры.
А вот прямой конфронтации с Россией американское руководство демонстративно избегает.
Украина получила жесткий отказ не только в вопросе отправки на ее территорию контингента армии США, но даже в использовании американских средств ПВО для прикрытия части регионов Незалежной. Литва — совсем другое дело. Если она перегнет палку, то США придется защищать ее как члена Североатлантического альянса.
В конечном итоге Вашингтону пришлось высказаться в поддержку Вильнюса, но произошло это только через четыре дня после начала обострения. Официальный представитель госдепа Нед Прайс заявил, что США приветствуют действия стран, которые присоединяются к антироссийским ограничениям, и обещают стоять за своих союзников. Это было больше похоже не на активное участие в процессе, а на попытку сохранить лицо.
В сложившейся ситуации на роль главного бенефициара кризиса лучше всего подходит Великобритания.
В последнее время между Лондоном и Вильнюсом происходило стремительное сближение. Месяц назад министры иностранных дел Британии и Литвы Лиз Трасс и Габриэлюс Ландсбергис подписали совместную декларацию о взаимодействии в вопросах обороны и безопасности. Немногим ранее премьер-министр Великобритании Борис Джонсом предложил сформировать в Восточной Европе под руководством британцев новый союз, в который бы вошли Украина, Польша, Эстония, Латвия и Литва.
В ситуации по калининградскому транзиту Лондон публично выступил в поддержку Вильнюса синхронно с США, но на более высоком уровне.
«Великобритания полностью поддерживает Литву, запретившую ввоз через их страну подсанкционных товаров из России. Мы должны оставаться сильными перед лицом российской агрессии и бросить вызов этим неоправданным угрозам», — заявила британский министр иностранных дел Лиз Трасс.
Многое указывает на то, что британцы в последнее время пытаются перехватить статус «главного борца с Россией» у США, чтобы упрочить свое влияние на Восточную Европу.
И на этом фоне от них можно ожидать все более рискованных и провокационных действий.