Почему не удается «свалить» Майю Санду: массовый и бесполезный митинг оппозиции в Кишиневе
Максим Камеррер
Развитие спецоперации России на Украине создает очаг напряжения в верхах молдавской власти, которая крайне встревожена возможным выходом российских войск на границу страны. На этом фоне продолжаются ухудшение экономической обстановки и рост народного недовольства. 19 июня в Кишиневе прошел протестный митинг общественного движения «Новая жизнь» против партии PAS и Майи Санду. Хотя мероприятие собрало около пяти тысяч человек, явно были видны недостатки в его организации. В ситуации, требующей максимального объединения политических сил, молдавские оппозиционные партии действуют разрозненно, используя протестные настроения для реализации своих частных интересов.
События, происходившие в Кишиневе в воскресенье 19 июня, невозможно охарактеризовать иначе, как некую фантасмагорию — настолько бурным и насыщенным оказался этот день.
Открыл программу марш представителей ЛГБТ, которые, начиная с 13 июня, проводили в Молдове свой «фестиваль». В этом году представители сексуальных меньшинств, среди которых, как это заведено, обязательно присутствовали дипломаты из западных посольств, а также ряд депутатов правящей партии PAS, прошли по Кишиневу в рамках акции Fara frică — «Без страха». «Отсутствие страха» обеспечивалось сотрудниками полиции, количество которых не уступало количеству «бесстрашных» марширующих.
В этом году шествие впервые в своей истории прошло весь запланированный маршрут. Ранее подобные акции пресекались возмущенными гражданами, но в этом году власти сделали все, чтобы ЛГБТ-марш не был остановлен.
Помешать проведению этого марша пытался и мэр столицы Ион Чебан, заявивший на прошлой неделе, что мэрия не даст на это разрешения. Но, судя по всему, его «решимость» была обычным пиаром.
В это же время в самом центре Кишинева на Площади Великого национального собрания разворачивалось другое важное действо. Там проходил протестный митинг общественного движения «Новая жизнь», за которым в реальности стоит парламентская партия «Шор».
Здесь был использован уже хорошо «обкатанный» способ привлечения людей — концерт с участием российских исполнителей Филиппа Киркорова и Егора Крида. Вся подготовка к этому мероприятию навевает аналогии с известной киноцитатой: «Сначала намечались протесты, потом концерты, а потом решили объединить…»
Однако запланированный концерт не состоялся, так как власти запретили установку сцены, а автомобиль с музыкальной аппаратурой был задержан полицией под предлогом проверки на наличие бомбы.
Пришедшим на площадь людям, рассчитывавшим послушать известных исполнителей, предложили взамен поучаствовать в митинге и пройти по центральной улице столицы к комиссариату полиции, чтобы выразить свой протест, скандируя лозунги против партии PAS и Майи Санду.
Ну а Киркорову и Криду пришлось возвращаться домой, так и не выступив перед кишиневцами.
Всего представителям партии «Шор» удалось собрать на площади около пяти тысяч человек. Правда, значительная часть собравшихся пришла все-таки на концерт, а не на митинг. Поэтому явно бросалось в глаза, что организаторы протестного мероприятия не знали, что делать с собравшимися и как использовать их недовольство существующей ситуацией в стране.
Все это очень напоминает события ноября 2013 года, когда Партия коммунистов, собрав на центральной площади Кишинева почти 20 тысяч протестующих против проевропейской власти, также не смогла принять внятного решения о дальнейших действиях и фактически «слила» протест.
Сегодня в обществе, в подавляющем большинстве озлобленном на действующую власть, существует серьезный запрос на политическую силу, которая может объединить протестующих из различных сегментов и создать в стране условия для реального давления на молдавское руководство.
Однако такой политической силы пока не видно. Оппозиционные парламентские партии протестуют раздельно, стараясь сделать максимальный политический пиар каждая для себя.
Что необходимо для их объединения? Если вспомнить протесты против олигархического режима Влада Плахотнюка, то там совместно выступали PAS и Платформа DA, которые хотя и были союзниками, но при этом жестко конкурировали между собой за проевропейский электорат. Тем не менее их западные кураторы не допустили начала открытого столкновения между ними до момента, пока эти партии не прошли в парламент.
Если проецировать эту ситуацию на нынешнюю оппозицию, то здесь мы видим совсем другую картину. Несмотря на то, что Партия коммунистов и Партия социалистов сотрудничают в парламенте в рамках единого блока, в протестном движении они идут порознь.
При этом те акции, которые они проводят по отдельности, не могут вызвать ничего, кроме улыбки.
Так, например, на прошлой неделе «социалисты» в рамках протеста всего на 20 минут заблокировали одну из улиц в северной столице Молдовы — городе Бельцы. Способны ли подобные «акции» что-то изменить в Молдове? Ответ очевиден!
В то же время нельзя утверждать, что партия PAS, находясь у власти, может чувствовать себя спокойно. Если раньше единственным голосом, которому внимали ее функционеры, был голос западных посольств в Кишиневе, то сегодня они жадно ловят малейшие сигналы о возможном выходе российских войск на границу Молдовы. В настоящий момент молдавское руководство прислушивается к отзвукам боев в Херсонской и Николаевской областях и изо всех сил пытается любыми способами удержать ситуацию в стране под своим контролем, демонстрируя хорошую мину при плохой игре. И задача эта усложняется с каждым днем.
Продолжается рост инфляции, и даже в правительстве уже не сомневаются, что она превзойдет оценку Нацбанка в 31% к концу лета.
Растут цены на топливо, что ударит и по уходу за урожаем плодоовощных культур, и по уборке зерновых в августе-сентябре. Осенью встанет с новой силой газовый вопрос, ибо по условиям контракта с «Газпромом», заключенного вице-премьером Андреем Спыну, цена природного газа привязана к биржевым котировкам, которые продолжают неуклонно расти. Все это значительно скажется на положении бюджетников уже в ноябре-декабре этого года.
Серьезный всплеск социального возмущения неизбежен, и его пик придется именно на тот период, когда российские войска встанут на границе с Молдовой. Печально, что сегодня возглавить эмоциональное возмущение и направить его в то русло, которое реально приведет к уходу существующей власти и каким-то кардинальным переменам в Молдове, просто некому.
Подобная ситуация уже достаточно традиционна для Молдовы, в которой протесты всегда служили лишь фоном для достижения политических договоренностей сугубо кулуарным способом.
За всеми кардинальными решениями, определяющими пути дальнейшего развития страны, всегда стояли внешние силы, а местные политики просто являлись представителями их интересов.
И еще хорошо, если эти кулуарные договоренности заключались в офисах политических партий — порой подобные решения принимались в ресторанах или даже в саунах. И вот сегодня, когда за оппозицией нет явной внешней силы, ее протестные акции поневоле служат лишь способом поддержания рейтингов и напоминания о своем существовании.
Все вышеизложенное и позволяет, к сожалению, назвать протестные акции в Молдове бессмысленными и бесполезными.