Дело труба? Литва готова перекрыть транзит газа в Калининградскую область
Алексей Ильяшевич
Отношения между Литвой и Россией из-за ситуации со снабжением Калининградской области обостряются. Вслед за уже введенной частичной товарно-транспортной блокадой российского эксклава Вильнюс может пойти на дальнейшую эскалацию конфликта и перекрыть поставки трубопроводного газа в Калининград. Литовское руководство от этого шага пока сдерживает действующий контракт с «Газпромом», но опыт одностороннего разрыва коммерческих соглашений у Литвы имеется.
В скором времени Литва может перекрыть транзит газа в Калининградскую область. Об этом со ссылкой на свои источники сообщает хорватское издание Advance. Некоторые российские эксперты также полагают, что вслед за частичной транспортной блокадой Калининграда Вильнюс отрежет самый западный регион РФ и от поставок трубопроводного топлива. Даже если этого не произойдет, не за горами окончание действующего транзитного контракта между Литвой и Россией, продлевать который литовские власти вряд ли захотят.
Голубое топливо в российский эксклав традиционно поступает по газопроводу «Минск – Вильнюс – Каунас – Калининград». Из этой же трубы продукцию «Газпрома» до недавнего времени отбирала сама Литва. Ситуация изменилась после начала российской спецоперации на Украине: в апреле прибалтийская республика стала первой европейской страной, которая полностью отказалась от импорта российского трубопроводного топлива (выпадающие объемы замещаются поставками сжиженного природного газа на терминал в Клайпеде).
Более того, свою «энергетическую независимость» Литва хочет закрепить путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов.
Правительство уже одобрило поправки к закону о природном газе. В документе сказано, что газопередающей системой страны и СПГ-терминалом могут пользоваться только поставщики из стран, не представляющих «угрозу национальной безопасности» Литвы. Россия, конечно, к ним не относится.
На практике это означает, что официальный Вильнюс собственноручно убивает конкуренцию на собственном газовом рынке. В «черный список» попадает не только «Газпром», но и российские поставщики СПГ, которые вносили свою лепту в загрузку клайпедского терминала.
Новая модель «энергонезависимости» обещает больно ударить по кошелькам жителей Литвы.
В любом случае, прибалтийская республика свой выбор сделала. Ее отказ от российского газа автоматически создал угрозу энергоснабжения Калининграда. Но воспользоваться этим рычагом давления Вильнюс пока не спешит. В начале апреля губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что природный газ продолжает поступать в регион транзитом через территорию Литвы. Последняя не нарушает свои контрактные обязательства.
В защиту литовцев можно привести еще один аргумент: упомянутые поправки к закону о природном газе предполагают, что транзит газа в Калининградскую область должен сохраниться (в этом исключительном случае «Газпром» не попадает под санкции). Если Сейм не внесет изменения в законопроект, одобренный Кабинетом министров, то дискуссию о рисках газовой блокады самой западной области РФ можно будет закончить.
Но нельзя исключать, что Вильнюс пойдет по пути эскалации конфликта.
Какой в этом смысл, если у России тоже есть альтернатива трубопроводным поставкам газа в Калининград? На случай недружественных действий со стороны Литвы российский эксклав «подстраховался» своим терминалом по приему СПГ. Но в том-то и дело, что речь идет о запасном варианте. Переводить Калининградскую область на сжиженный газ накладно и нецелесообразно, чего никогда не скрывали российские чиновники.
Еще один немаловажный факт: потребности региона в энергоресурсах растут. Уже после начала спецоперации на Украине Алиханов говорил Путину о необходимости дополнительной загрузки газопровода «Минск – Вильнюс – Каунас – Калининград».
«Его технические возможности и договор позволяют качать 10,5 млн кубических метров в день — это порядка 3,7 млрд кубометров в год. Нам нужно всего 3,1; с запасом лет на 5–7 хватит, чтобы развивать жилищное строительство и промышленность. Просили бы дать поручение, чтобы нам этот "потолок" приподняли, а сейчас он установлен всего до 2,5 млрд кубометров. Тем более что такие поручения уже давались. Хотели бы здесь вашей поддержки. В этом случае мы жилищное строительство точно продолжим. Есть огромный спрос на него, люди приезжают и покупают здесь второе жилье», — рассказывал Алиханов.
О чем подумает, к примеру, министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис, когда прочитает это сообщение? О том, как здорово было бы перекрыть поставки газа в Калининград и ограничить потенциал социально-экономического развития региона.
Перспектива настолько соблазнительная, что литовские власти не могут ее не рассматривать.
Что мешает им закрутить вентиль? Угрозу ответных мер со стороны России пока вынесем за скобки (это тема отдельного разговора). Мешает как минимум действующий контракт с «Газпромом», по которому Литва не имеет права обнулить транзит голубого топлива в Калининград. До сих пор прибалтийская республика прилежно выполняла свои обязательства, никаких конфликтных ситуаций не возникало. Было только взаимное недоверие.
С другой стороны, опыт одностороннего разрыва коммерческих контрактов у Вильнюса имеется. Совсем недавно она прекратила перевалку белорусских удобрений в Клайпедском порту. Схема простая: правительство находит «угрозу национальной безопасности» в транзитном договоре и предписывает «Литовским железным дорогам» его расторгнуть. Как говорится, было бы желание, а «угроза» найдется...
Теоретически у Литвы есть возможность остановить транзит газа в Калининград, не разрывая контракт. Например, на литовском участке газопровода просто может произойти серьезная авария.
Дальше власти страны сделают все возможное, чтобы ремонт занял как можно больше времени. Желательно до самого 2025 года, когда закончится договор с «Газпромом».
Кстати, на новые соглашения Москве полагаться не стоит. Даже если Вильнюс не пойдет на обострение сейчас, через пару лет он просто откажется вести переговоры по вопросу продолжения транзита газа в Калининград. Или же предложит такие условия, которые «Газпром» по определению принять не сможет.
Сейчас, вероятно, многое зависит от спора между РФ и ЕС по поводу запрета транзита санкционных российских товаров в Калининградскую область. Если Кремль не ответит на этот удар, Литва и ее западные партнеры получат сигнал: можно продолжать. Почему бы и нет?