Вооружайтесь против России: что показал визит президента Франции в Молдову
Максим Камеррер
Специальная военная операция России на Украине запустила целый ряд глобальных процессов, которые призваны изменить ситуацию, сложившуюся после распада СССР в мировом устройстве. В первую очередь это связано с расширением НАТО и приближением его военной инфраструктуры к российским границам. Своеобразным проводником этой экспансии является принятие новых членов в ЕС, и визит президента Франции Эммануэля Макрона в Кишинев лишь подтвердил милитаризм Запада.
Для восточноевропейских государств, а также для бывших союзных республик Евросоюз представляется привлекательным межгосударственным образованием не только из-за высокого уровня экономического развития. Запад целенаправленно культивирует и проталкивает в руководство этих стран лояльные ему элиты и жестко контролирует их деятельность.
Например, в Молдове и на Украине этот контроль на сегодняшний день достиг максимального уровня, при котором решения властей формально независимых государств принимаются по согласованию с иностранными советниками, а порой и по прямым директивам различных западных финансовых организаций и фондов.
Тем не менее до недавнего времени ни Украина, ни Молдова не являлись даже кандидатами на вступление в ЕС, несмотря на длительный период нахождения там во власти откровенно прозападных политических сил. Этим странам предлагались взамен различные суррогаты членства в Евросоюзе: ГУАМ, «Восточное партнерство» и «Ассоциированное трио», в которое вошла и Грузия.
Однако после начала специальной военной операции (СВО) вопрос принятия этих стран в Европейский союз или хотя бы предоставления им статуса кандидата получил новый импульс из-за максимального обострения отношений между Западом и Россией.
Рассмотрение их заявлений прошло вопреки существующему принципу, запрещающему вступление в ЕС государствам, у которых имеются нерешенные территориальные конфликты. Они есть и у Молдовы, и у Грузии, а на Украине и вовсе в настоящее время идут активные боевые действия.
Поданные тремя странами заявки выявили значительное расхождение во взглядах по данному вопросу среди стран — членов Евросоюза, при том что положительное решение принимается только в случае единогласного одобрения. Так, например, португальский премьер Антониу Кошта заявил, что статус кандидата на вступление в ЕС не решит украинских «насущных проблем», а его европейским коллегам лучше сосредоточиться на оказании помощи Украине.
При этом киевский режим на данный момент можно сколько угодно заливать деньгами, медикаментами, продуктами питания, тяжелыми вооружениями и прочим — любая материальная помощь будет моментально исчезать, словно вода, уходящая в песок.
Евросоюз уже мобилизовал для Киева более четырех миллиардов евро на «поддержку общей экономической, социальной и финансовой устойчивости», с марта по май 2022 года выделил более одного миллиарда макрофинансовой помощи и 230 миллионов на гуманитарные проекты. Очевидно, что европейцев по большому счету не сильно волнует, насколько целевыми являются эти транши, которые вместо поддержания экономики страны на плаву оседают в карманах власть предержащих.
Таким образом, принятие заявок Украины, Молдовы и Грузии на предоставление им статуса кандидата в ЕС носит чисто демонстративный характер и вряд ли приведет к их удовлетворению в данной сложной политической ситуации. Однако это может носить характер определенного сигнала, что перспективы интеграции стали более оптимистичными по сравнению с 2016 годом, когда открытым текстом было сказано, что в ближайшие десятилетия расширения Евросоюза на восток не планируется.
Формально именно с рассмотрением этого вопроса связаны визиты глав государств и правительств ведущих стран ЕС на Украину и в Молдову.
Визит президента Франции Эммануэля Макрона в Кишинев был рассчитан не столько на укрепление евроинтеграционных перспектив Молдовы, сколько на создание пиар-фона для правящей проевропейской партии PAS и лично главы государства Майи Санду. Случилось это очень вовремя, учитывая катастрофическую ситуацию в республике по целому ряду макроэкономических показателей, уровню инфляции и росту цен на топливо, коммунальные услуги и продукты питания.
Приезд Макрона и видимость европейской перспективы способны в какой-то степени отвлечь внимание населения от этих проблем и притормозить падение рейтинга молдавского руководства. В то же время официальный Кишинев — так же, как и на Украине — рассчитывает на очередную порцию финансовой помощи. И в ходе визита французского президента такая помощь была получена. Но есть нюанс.
Она пойдет вовсе не на экономические меры по поддержке местного населения: средства в размере 40 миллионов евро предоставлены из Европейского оборонного фонда и предназначены для закупки вооружений.
Это позволит Молдове в два раза увеличить расходы на оборону. Об этом сообщил Макрон после встречи с Майей Санду.
«В этом сложном контексте, в контексте войны, которая является угрозой и для Молдовы, и для всей Европы, ваша страна получит дополнительные 40 миллионов евро от нашего оборонного фонда, который позволит увеличить в два раза ваш военный бюджет. Мы знаем, что Молдова придерживается нейтрального статуса, но это ни в коем случае не означает демилитаризацию страны», — заявил президент Франции.
Фактически Молдове дали понять: хотите сохранить шансы на вступление в ЕС — присоединяйтесь к военной конфронтации с Россией.
Нет никакого сомнения, что визит Макрона, а также канцлера Германии Олафа Шольца и премьера Италии Марио Драги в Киев прошел в той же парадигме, которая была продемонстрирована в Кишиневе.
Каким бы ни стало решение по предоставлению статуса кандидатов в ЕС для Украины, Молдовы и Грузии, нет никакого сомнения в том, что эти три бывшие советские республики продолжают оставаться разменной картой в противостоянии Запада и России. Подобное положение будет и далее самым губительным образом сказываться на населении этих стран, пока власть в них будет принадлежать проевропейским политикам, которые выполняют всего лишь роли «говорящих голов», озвучивающих «месседжи» западных кураторов.