Не допустить раскола по украинскому образцу: патриарх Кирилл посетил Беларусь
Всеволод Шимов
НАТО, отказавшись обсуждать гарантии глобальной безопасности с Россией, вынудило ее начать специальную военную операцию на Украине. Не желая напрямую участвовать в вооруженном конфликте, страны Запада стремятся свергнуть неугодные им правительства на постсоветском пространстве через воздействие на общественные настроения, в том числе через религию. Так, им уже удалось расколоть украинское православие на несколько церквей. С целью предотвращения подобного развития событий в Беларуси на днях ее посетил патриарх Кирилл.
Официальным поводом для состоявшегося 4–6 июня визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Беларусь послужило 1030-летие образования Полоцкой епархии. Эта дата отмечалась ни много ни мало как 1030-летие православия на белорусских землях. В ходе визита патриарх, помимо Минска, посетил Полоцк, где провел службу в Спасо-Ефросиньевском монастыре. Кроме этого, предстоятель встретился с клиром Белорусской православной церкви (БПЦ), а также президентом Александром Лукашенко.
Безусловно, основным фоном патриаршего визита стала ситуация на Украине. Буквально накануне прошел собор Украинской православной церкви (УПЦ), на котором было заявлено о полной ее независимости, то есть о фактическом выходе из подчинения Московского патриархата.
Ответ не заставил себя долго ждать — вскоре стало известно, что православные епархии Крыма переводятся под прямое управление Москвы.
Несмотря на то, что Крым уже восемь лет входит в состав России, церковные границы до сего момента оставались неизменными, и полуостров считался канонической территорией УПЦ. Не исключено, что вслед за крымскими епархиями может измениться и статус приходов Донбасса, а также других территорий Украины, оказавшихся под российским контролем.
Как бы там ни было, очевидно, что русское православие переживает один из самых глубоких кризисов в своей новейшей истории. На этом фоне ситуация в Беларуси выглядит спокойной и стабильной. Тем не менее, как показывает опыт, именно зарубежные епархии, расположенные на исторических западнорусских землях, оказываются для Русской православной церкви (РПЦ) наиболее проблемными.
Поэтому приезд патриарха Кирилла именно сейчас неслучаен.
Очевидно, предстоятель хотел лично удостовериться в том, что в Белорусской православной церкви дела обстоят благополучно, а также заручиться поддержкой местного клира в происходящих событиях.
Не менее важна и политико-идеологическая составляющая этого посещения, которая была призвана продемонстрировать фундаментальное цивилизационное единство православных восточнославянских народов.
В частности, Кирилл подчеркнул, что, когда говорит о Руси и русских, он имеет в виду всю совокупность русских, белорусов и украинцев. Лукашенко был несколько более сдержан и отметил, что Беларусь для патриарха «не чужая».
Белорусские оппозиционные СМИ встретили этот визит с нескрываемой враждебностью.
Еврорадио назвало приезд патриарха «оккупацией под видом православия», почему-то ссылаясь на мнение экономиста Сергея Чалого. «Наша Нива» озвучила несколько более компетентное мнение теолога и сторонницы автокефалии белорусской церкви Натальи Василевич, по словам которой, Кириллу больше некуда ехать, так как в других православных странах московскому патриарху сейчас не рады.
Неприязнь оппозиционных СМИ националистической направленности к главе РПЦ понятна — они рассматривают православие как «скрепу» русского мира и инструмент российского доминирования в Беларуси.
Негатива со стороны националистов в отношении БПЦ добавляет и их «обида» на то, что в 2020 году местный клир не одобрил протесты и остался лояльным Лукашенко. Несмотря на то, что отдельные случаи поддержки белорусскими священниками митингов имели место, в целом они остались в стороне от конфликта и сохранили благожелательность власти.
В этом отношении позиция БПЦ принципиально отличалась от католической церкви, которая активно включилась в политическую кампанию на стороне оппозиции, а тогдашний глава белорусских католиков митрополит Тадеуш Кондрусевич, по сути, вступил в прямую конфронтацию с властью, из-за чего на какое-то время для него был закрыт въезд в страну.
В церковных конфликтах, потрясающих Русскую православную церковь из-за украинской ситуации, БПЦ также всегда оставалась на стороне Московского патриархата. Так, именно на территории Беларуси в 2018 году состоялся собор, осудивший так называемый «епифаниевский раскол» — провозглашение Православной церкви Украины (ПЦУ), получившей томос от Константинопольского патриарха Варфоломея.
В отличие от Украины, православную церковь в Беларуси не удалось расколоть, она пользуется безусловным авторитетом среди верующих, а все попытки создания автокефальных «национальных» церквей остались маргинальными. Во многом это заслуга первого предстоятеля БПЦ митрополита Филарета, памятник которому был недавно открыт в Минске возле Свято-Духова кафедрального собора.
В этом плане ситуация в Беларуси разительно отличается от Украины, где православие оказалось разделенным: помимо УПЦ и Православной церкви Украины (ПЦУ), продолжает свою деятельность так называемый Киевский патриархат Филарета Денисенко, а до недавнего времени была еще и Украинская автокефальная православная церковь, впоследствии влившаяся в ПЦУ.
Отношения белорусского православия с Московским патриархатом также исторически отличались в лучшую сторону по сравнению с украинским. В УПЦ был всегда силен националистический сепаратистский уклон.
Иерархи Украины добились для себя максимально широкой автономии в рамках РПЦ и всячески потворствовали развитию националистических украинизаторских тенденций и практик. После Евромайдана 2014 года УПЦ активно включилась в поддержку «антитеррористической операции» против Донбасса. Понятно, что с такими настроениями разрыв с Москвой был лишь вопросом времени.
В белорусском православии ситуация также далеко не безоблачна, и националистические устремления, направленные на большее обособление от РПЦ, также имеют место.
Наиболее скандальными проявлениями такого рода стали участие бывшего пресс-секретаря БПЦ Сергея Лепина в праздновании 100-летия так называемой Белорусской народной республики, организованного националистами в 2018 году, а также функционирование при гродненской Борисоглебской (Коложской) церкви библиотеки имени поэтессы-коллаборационистки Ларисы Гениюш.
Тем не менее, на фоне событий, происходящих с православием на Украине, Беларусь в этом плане остается настоящей тихой заводью. Это, однако, не означает, что имеющиеся тревожные тенденции можно игнорировать.
Советник Российской ассоциации прибалтийских исследований