Россия накроет ракетами пол-Европы в ответ на попытку удара по Калининградской области
Андрей Локтионов
Эскалация напряженности между Россией и странами Запада, вызванная специальной военной операцией, нарастает. США и их союзники для затягивания конфликта предоставляют киевскому режиму многомиллиардные кредиты и поставляют в большом количестве вооружение. Это наносит существенный урон не только боевым силам враждующих стран, но также мирному населению и объектам инфраструктуры. Помимо этого, в регионе Балтийского моря НАТО размещает оружие, способное поразить Калининградскую область. К чему приведет такая милитаризация Балтики? Реальна ли угроза ядерной войны? На эти и другие вопросы ответил кандидат географических наук, доцент БФУ им. Канта Юрий ЗВЕРЕВ в продолжении интервью (первая часть — «Спецоперация на Украине как предлог: НАТО вооружает страны Балтийского региона»).
— Недавно пришло сообщение о размещении на датском острове Борнхольм американских систем HIMARS с ракетами, радиус действия которых, как утверждается, позволяет поражать объекты на территории Калининградской области. Россия уже предупредила, что этот шаг усугубит напряженность в Балтийском море. Но чем реально мы можем ответить на новую угрозу?
— Расстояние от этого острова до Калининграда 361 километр, а максимальная дальность стрельбы наиболее дальнобойного варианта баллистической оперативно-тактической ракеты ATACMS составляет 300 километров (в некоторых источниках называется цифра 500 километров, но это не так). Так что с Борнхольма они до Калининградской области не добивают.
Это оружие давно уже может быть размещено в Польше и Литве, причем в считанных километрах от границы с Калининградской областью. На учениях НАТО в этих странах комплексы MLRS и HIMARS, способные нести ракеты ATACMS, уже бывали. Также они есть на шведском острове Готланд, расстояние которого до Калининградской области составляет как раз 300 километров.
Таким образом, потенциальная угроза со стороны этих ракетных комплексов на гусеничном шасси существует уже давно и, несомненно, учитывается нашим Министерством обороны и Генеральным штабом.
Как и предстоящее размещение на таких пусковых установках новых гиперзвуковых ОТР PrSM (Precision Strike Missile) с дальностью более 500 км. Они должны поступить на вооружение в будущем году. И хотя в американской прессе PrSM называют «убийцами С-400», эти российские зенитные ракетные системы (они есть и в Калининградской области и регулярно демонстрируются на парадах в честь Дня Победы), как показывают испытательные пуски, вполне успешно сбивают ракеты-мишени со сопоставимыми размерами и сопоставимой скоростью.
А вот американцы, несмотря на бравурные заявления, похвастаться на испытаниях преодолением аналога С-400 не могут. Так что, как говорится, «болтать — не мешки ворочать».
Новым фактором может стать массовое появление ракетных комплексов HIMARS у поляков. Недавно их министр национальной обороны Мариуш Блащак ошарашил мировое военно-экспертное сообщество записью в Twitter, что Польша сделала запрос в США на приобретение около 500 M142 HIMARS для оснащения более чем 80 батарей.
Почему ошарашил? Дело в том, что в Вооруженных силах самих США только 410 таких пусковых установок.
Их производителю — фирме Lockheed Martin — для производства первых с начала серийного производства 500 комплексов для всех заказчиков (своих и зарубежных) понадобилось ни много ни мало 18 лет! А ведь надо еще произвести и ракеты к ним. А как быть с самими США, которые продолжают закупать эти комплексы? И с другими экспортными заказчиками?
Абсолютно непонятно и то, откуда Польша возьмет деньги на такую армаду — по моим оценкам, она обойдется минимум в 10 миллиардов долларов США, а скорее всего, и в большую сумму (это при том, что все военные расходы Польши в 2021 году составляли 13,4 миллиарда долларов).
Не вписывается всë это и в структуру польских вооруженных сил, в которых всего четыре дивизии. Получается, что каждую из них будут поддерживать по 125 ракетных установок? Это и для полевой армии перебор.
В общем, как говорится, «запасемся попкорном» и ждем развития событий. Скорее всего, с безграничными польскими аппетитами получится как в известном анекдоте про слона в зоопарке: «Съесть-то он съест, да кто ж ему даст?!» Польша HIMARS, конечно, получит (тем более что в 2018 году она уже подписала контракт на закупку 20 пусковых установок и 300 ракет к ним), но никак не 500.
Главное, однако, что любая попытка нанести массированный ракетный удар этими комплексами по Калининградской области (как и по другому региону России) со стороны США или той же Польши в конечном итоге приведет к глобальной ядерной войне. Хочется надеяться, что понимание этого на Западе всë же присутствует.
— Пока Балтийское море имеет статус безъядерной зоны. Даже для подводных лодок с атомными реакторами его акватория закрыта. Однако после того как на Западе уже фактически объявили Балтику «внутренним морем НАТО», у РФ может просто не остаться иного выхода, чем размещение в Калининградской области носителей с ядерными зарядами. Насколько это реально?
— На самом деле статус Балтики как безъядерной зоны ни в каких официальных международных договорах не зафиксирован. Россия в свое время обязалась не размещать здесь атомное оружие исключительно по своей доброй воле. И может отказаться соблюдать данное обязательство, ни с кем это не согласовывая, в одностороннем порядке, ничего при этом не нарушая.
Российская Федерация имеет право размещать тактическое ядерное оружие на своей суверенной территории там, где считает нужным. Появится ли оно в Калининградской области, зависит от развития военно-политической обстановки в мире и Балтийском регионе и от ее оценки политическим и военным руководством нашей страны.
Но если что — ядерные боеголовки в Калининградской области есть куда складывать.
Не раскрою военную тайну, поскольку один из ведущих западных экспертов по ядерному оружию Ганс Кристенсен еще в 2018 году сообщал в открытых источниках, что Россия модернизировала хранилище подобного оружия в эксклаве. Пояснив, что спутниковые фотографии не говорят, что оно здесь уже есть, но показывают, что объект уже четыре года назад был готов принять такой арсенал в кратчайшие сроки.
Есть и чем доставлять атомный боезаряд к цели в случае необходимости. Например, в Калининградской области с конца 2017 года размещен бригадный комплект оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Искандер-М».
Ракетные комплексы такого типа с обычными боеголовками сейчас успешно применяются против военных объектов националистов в ходе спецоперации на Украине.
Но, согласно открытым источникам, они могут нести и ядерный заряд. А в радиусе действия ОТРК на территории Калининградской области находятся практически все важнейшие объекты военной инфраструктуры США и НАТО в Польше, Литве и Латвии. И для них это не секрет.
— Как в складывающейся обстановке вести себя обычным калининградцам. К чему готовиться?
— Не паниковать и жить обычной жизнью. Работать, учится, отдыхать, любить, растить детей и внуков, быть добрее друг к другу… Быть готовыми защитить свою Родину и свою землю, поддерживать словом и делом наши Вооруженные силы. Крепить оборону страны тем, кто имеет к этому прямое или косвенное отношение.
И помнить, что Россия и ее неотъемлемая часть — Калининградская область надежно защищены всей мощью наших Вооруженных сил, прежде всего, ракетно-ядерным щитом.
На Западе об этом прекрасно осведомлены и не случайно даже в нынешней накаленной обстановке их высокопоставленные официальные лица неоднократно публично заявляли, что не хотят прямого военного столкновения с Российской Федерацией. И это не лукавство, поскольку возможные последствия для самого Запада и всего мира хорошо известны.
Россией предпринимаются и меры по укреплению обычных сил в Западном военном округе (ЗВО). Как заявил недавно министр обороны РФ Сергей Шойгу, из-за новых угроз до конца 2022 года на территории ЗВО будут сформированы 12 новых воинских частей и подразделений.