Спецоперация России на Украине оказалась источником наживы для Румынии
Тимур Марков
Российская специальная военная операция на Украине привела к огромным изменениям в мировой экономике. Санкции, введенные странами Запада против России, спровоцировали энергетический, топливный и продовольственный кризисы. Поэтому в последнее время риторика США и их союзников в Европе меняется, а поражение киевского режима уже мало у кого вызывает сомнения. Так, например, если еще недавно Румыния обсуждала поставки тяжелого вооружения и боеприпасов Украине, то сейчас Бухарест заявляет исключительно о гуманитарной помощи и старается напоследок извлечь экономическую выгоду из сложившейся ситуации.
Без оружия
На прошедшей в Варшаве конференции по поддержке Украины румынский премьер-министр Николае Чукэ фактически констатировал полное нежелание Бухареста участвовать в оружейных поставках воюющей стране.
«Я подчеркиваю, что Румыния оказывает Украине многостороннюю помощь: экономическую, политико-дипломатическую, гуманитарную поддержку, мы принимаем беженцев», — заявил Чукэ в ходе онлайн-форума. Новый транш румынской помощи в размере 3,2 млн евро тоже будет состоять исключительно из грузов гуманитарного характера: медицинские препараты, одеяла, лекарства и тому подобного.
Заявление резко противоречит договоренностям Бухареста с Киевом, ранее озвученным во время двухдневной поездки в Румынию украинского министра иностранных дел Дмитрия Кулебы, выпрашивавшего оружие и боеприпасы для ВСУ. С аналогичной просьбой в конце апреля к румынским парламентариям обращался и президент Владимир Зеленский.
Тогда же после совещания с делегацией правительства соседней страны глава МИД Украины интригующе намекнул, что Бухарест уже помогает Киеву, но «оружие любит тишину», а потому подробности рассказывать нельзя.
Буквально в тот же день издания Romania Libera и National анонсировали подготовку Министерством обороны поправок в действующее законодательство, разрешающих безвозмездную передачу Украине тяжелого вооружения и боеприпасов. Нынешние законы разрешают продавать из резервов Минобороны и жандармерии лишь устаревшее морально или механически, годное к списанию или утилизации оружие. Обсуждение поправок намечалось на 4 мая.
Однако в назначенный день румынский парламент не обсудил ни одного законопроекта, связанного с Украиной. Более того, официальный Бухарест сделал вид, что ничего и не было. Министр обороны Василе Дынку заявил прессе, что Румыния не будет отправлять Украине вооружение: «Таких просьб к нам не поступало, но мы анализируем ситуацию и, конечно же, в будущем примем прозрачные для общественности решения по этому поводу». По словам министра, власти Румынии решили сосредоточиться на расширении гуманитарного хаба в Сучаве.
Спасти рядового Кукурузу
Как показали дальнейшие события, сосредоточиться румыны решили не только и не столько на «гуманитарке», сколько на укреплении собственной экономики и инфраструктуры за счет шефства над украинским экспортом. В первую очередь речь идет о зерне, важность вывоза которого с территории страны подчеркнул не так давно президент США Джо Байден.
«Украина располагает 20 миллионами тонн зерна в своих хранилищах. Мы изучаем способы вернуть это зерно на мировой рынок и тем самым добиться снижения цены на продовольствие», — заявил американский лидер на недавнем брифинге.
Из этого объема около 4,5 млн тонн застряло в портах Одесского побережья, будучи заблокированными российским военным флотом. Порядка 11 тысяч вагонов Киев пытался перевезти в Польшу и экспортировать через порт Гданьска.
Однако разница в ширине европейской и украинской колей привела к тому, что тысячи груженых составов застряли на разгрузочных и разгонных станциях, что, в свою очередь, спровоцировало коллапс логистической системы.
В апреле Евросоюз принял решение перенаправить часть потока украинского зернового экспорта в румынские порты Галаца и Констанцы, а также в болгарскую Варну. Румыния столкнулась с той же проблемой, что и Польша: разницей в ширине колеи. Однако Бухарест практически сразу вспомнил о построенной еще в социалистическом прошлом железной дороге от украинской границы до порта Галаца.
Сейчас эта ветка заброшена и нуждается в срочном ремонте и модернизации. В середине апреля верховный представитель Еврокомиссии по транспортным вопросам и инфраструктуре Адина-Иоана Вэлян на совещании с министрами транспорта Румынии, Украины и Молдовы пообещала выделить из фондов ЕС все необходимые средства для оперативного запуска «железки».
Румынский гешефт
Таким образом, Румыния не только превращается в крупный логистический центр гуманитарной помощи Украине, куда стекаются поставки с Балканского полуострова, из Турции и других стран.
Румыния получает возможность стать важнейшим игроком в одной из крупнейших экспортно-экономических операций со времен Второй мировой войны — и заработать на этом.
Недаром румынский министр транспорта Сорин Гриндяну в одном из последних интервью жестко раскритиковал состояние железнодорожной сети в стране. «Наши вокзалы выглядят так же, как и мариупольский. Вот только наши вокзалы не на войне», — констатировал он.
Теперь румынская инфраструктура приобретает критическое значение не только для самой страны, но и для всего коллективного Запада. И Запад готов профинансировать и ее восстановление, и бесперебойную работу. Проблемы с поставками зерновых с Украины уже спровоцировали рекордный с 1970-х годов рост цен.
По оценке Всемирного банка, стоимость продуктов питания вырастет к концу этого года на 23%, а в частности растительного масла — на 30%.
Решение же российского правительства ограничить экспорт продовольственных товаров гарантирует к концу года планетарный кризис. Который, в свою очередь, приведет к волнам беженцев из развивающихся стран третьего мира прежде всего в Евросоюз.
То есть Брюссель спасается от перспективы голода и миграционной катастрофы украинским зерном, а румынские железнодорожные, транспортные, логистические компании получают возможность на всем этом заработать.
«Соседские» отношения
В нежелании Румынии активно включаться в оснащение украинских войск есть и другой аспект — геополитический. Дело в том, что Бухарест серьезно опасается усиления и увеличения влияния Украины в европейской зоне и на международной арене.
Страны десятки лет конкурируют в черноморской и дунайской торговле, спорят о принадлежности континентального нефтегазового шельфа в приморской зоне и так далее. Решение властей Украины о переводе всех школ страны на украинский язык обучения, принятое в 2017 году, вызвало жесткую реакцию у многих румынских политиков.
Более того, до последнего времени Киев откровенно игнорировал просьбы Бухареста считать этнических молдаван в Черновцах и Южной Бессарабии румынами и их язык — румынским.
Поэтому военный конфликт на территории Украины рассматривают в Румынии не столько как геополитическую катастрофу, сколько как настоящее окно возможностей.
И для сохранения этой суперпозиции Бухаресту, на самом деле, не особенно нужна победа Украины. В румынском Министерстве обороны не скрывают, что ожидают появления общей с Россией границы по суше уже до конца этого года. И именно поэтому подтягивают к пока еще украинской границе свои войска с бронетехникой.