Путин ответит ракетой «Сармат» на вступление Швеции и Финляндии в НАТО
Андрей Локтионов
Швеция и Финляндия в остром приступе русофобии готовы отказаться от своего нейтралитета и вступить в НАТО. Хотя им стоило бы тщательно просчитать последствия такого шага. Ведь в зоне уверенного поражения российских ракет находится практически вся территория пока еще внеблоковых государств. Тем более что Россия вчера успешно запустила межконтинентальную баллистическую ракету «Сармат», аналогов который в мире нет и не предвидится. Впрочем, надежд на то, что у тамошних политиков возобладает здравый смысл, ничтожно мало. Поэтому в Калининградской области наверняка вскоре появятся дополнительные системы вооружений.
Вскоре после начала специальной военной операции России на Украине две пока еще остающиеся вне рамок НАТО страны Балтийского моря — Финляндия и Швеция — вдруг заговорили об отказе от своего внеблокового статуса. По сообщениям ряда западных СМИ, оба государства могут быть приняты в ряды Североатлантического альянса уже этим летом.
Почему это событие из разряда ожидаемых? Да ведь что шведский, что финский нейтралитет всегда были понятием довольно условным. Особенно это касается скандинавов, у которых охоту хвататься за оружие отбила (как тогда казалось, окончательно) русско-шведская война 1808–1809 годов, в результате которой Швеция потеряла Финляндию, Аландские острова, а также ряд территорий на побережье Ботнического залива и в Лапландии.
Бывшая великая держава объявила тогда о приверженности политике нейтралитета, который соблюдала во всех последующих войнах, однако зачастую весьма формально.
Например, она тайно помогала Германии в Первой мировой или вполне себе открыто — Финляндии в Зимней войне 1939–1940 годов. Да и после нападения Третьего рейха на СССР шведы охотно предоставляли вермахту свои железные дороги для переброски войск в ту же Финляндию, а на протяжении всей войны стабильно обеспечивали нацистов железной рудой.
После окончания Второй мировой войны и вплоть до начала 1990-х годов Швеция ограничивалась участием разве что в миротворческих операциях под эгидой ООН, например, в Конго или на Кипре, потеряв за это время убитыми в общей сложности 36 военнослужащих.
Отправной же точкой «путешествия в НАТО» можно считать отправку в январе 1991 года шведского военного госпиталя для участия в боевых действиях в Персидском заливе.
В последовавшей за этим «миротворческой» операции на территории Югославии был задействован уже полноценный воинский контингент. В 1994 году Швеция присоединилась к натовской программе «Партнерство во имя мира», открыв у себя соответствующие учебные центры, а с 1997-го является ассоциативным членом Совета евроатлантического партнерства.
Как следствие, шведские солдаты и офицеры с 1999 года находятся в составе сил KFOR (англ. Kosovo Force — прим. RuBaltic.Ru) в Косово, в августе 2015 отправились в Ирак, а в 2002–2021 годах присутствовали в Афганистане.
Между прочим, такое вот отползание от провозглашаемой политики нейтралитета не замедлило сказаться внутри страны.
Когда в 2010 году в Швеции отменили было воинскую повинность, моментально возникли проблемы с комплектованием вооруженных сил и пришлось срочно возвращать призыв, под который, между прочим, подпадают и женщины.
Возможно, последнее объясняется старением нации и общей демографической ситуацией: в 2020 году прирост населения обеспечивался за счет лиц шведского происхождения лишь на 1,2%. Тем не менее даже эти проблемы не мешают местным политикам усиленно тащить страну в НАТО.
Что до Финляндии, то она в 2017 году присоединилась к натовской многонациональной программе сотрудничества в области высокоточных боеприпасов класса «воздух — земля», также участвует в миротворческих миссиях ООН и вносит свой вклад в операции Североатлантического альянса.
Если верить данным западных социологов, в настоящее время за вхождение в НАТО выступают 82% финнов.
Ряд аналитиков замечает, что если это произойдет, то Финляндия нарушит негласное условие, которое 78 лет назад спасло ее от заслуженного возмездия за союз с гитлеровской Германией и участие в войне против СССР — взамен Суоми якобы обещала быть вечно нейтральной.
Однако, учитывая географическое положение, не с Финляндией, а именно со Швецией после ее вступления в НАТО придется иметь дело группировке Балтийского флота (БФ), дислоцированной в Калининградской области.
По понятным причинам нас интересуют прежде всего шведские военно-морские и военно-воздушные силы. Известно, что по состоянию на 2016 год численность ВМC Швеции составляла 2100 человек, в строю находилось 5 субмарин, 9 корветов, 12 сторожевых катеров, 7 минных тральщиков, вспомогательные корабли и суда. Шведские ВВС на тот же момент насчитывали 2700 человек личного состава, 165 боевых и 102 вспомогательных самолета, а также 54 вертолета.
Казалось бы, не такие уж великие силы, но необходимо принимать во внимание то, что при условии нахождения в НАТО военный бюджет страны практически наверняка будет увеличен и численность вооружений и личного состава нарастят; насколько именно, вопрос пока открытый.
Так что и Балтфлоту придется усиливаться. Говорят, например, о возможном увеличении числа многоцелевых корветов второго ранга типа «Стерегущий» с управляемым ракетным вооружением ближней и дальней морской зоны.
В него входят в том числе современный зенитно-ракетный комплекс «Полимент-Редут» и установки вертикального пуска уже ставших знаменитыми ракет «Калибр», которые отлично зарекомендовали себя в Сирии и на Украине.
Эксперты определяют дальность действия такого ракетного потенциала по наземным целям в 2600 километров. Вполне достаточно, если учесть, что расстояние по прямой от Калининграда до главной базы шведских ВМС Карлскруны — 349 километров, до других пунктов базирования: Висбю — 353, Мальмё — 487, Стокгольма и Мускё — 534, Гётеборга — 623, и до самой северной базы Хёрнесанд — 894 километра.
А главное, памятник до сих пор то ли в ярости, то ли в страхе указывающего перстом в сторону России королю Карлу XII в шведской столице, у которого так любят «тусить» тамошние националисты, находится в зоне досягаемости. Ну, это, конечно, шутка, хотя… как сказать.
Наверняка вырастет в составе БФ количество истребителей Су-35С и фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-34. Причем они будут взаимодействовать с военно-космическими силами в лице уже имеющихся в российском эксклаве зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-400 и, в ближайшей перспективе, С-500, которые надежно закроют небо над этой частью Балтики.
Ну а всепогодный истребитель-перехватчик МиГ-31К уже был замечен над Калининградской областью, причем, по некоторым данным, он нес ракету «Кинжал», остановить которую натовцы, как они сами признают, сегодня не в силах и которая обеспечит уверенное поражение любых целей по всему Скандинавскому полуострову.
Конечно же, нельзя забывать (да в НАТО, можно быть уверенными, и не забывают) о наводящих настоящий ужас на наших «западных партнеров» оперативно-тактических ракетных комплексах «Искандер». Они уже не первый год колесят по самому западному региону России, наряду с другими системами обеспечивая «зону запрета доступа A2/AD», как ее называют сами натовцы, не могущие находиться в ней без риска получения для себя неприемлемого ущерба.
В варианте комплектации «Искандер-К» использует крылатую ракету Р-500, способную преодолевать все существующие и перспективные системы противоракетной обороны НАТО. Ее официально заявленную дальность в 500 километров эксперты Пентагона считают заниженной: по их мнению, она составляет от 2000 до 5000 километров!
Согласно данным из открытых источников, уже в ближайшее время под Калининградом могут появиться одна или две новых бригады таких «Искандеров».
Которые, кстати, при необходимости смогут обеспечить защиту Балтийского флота и с сухопутного направления.
Что касается возможности появления в эксклаве ядерного оружия… Некоторые литовские СМИ поспешили объявить, что на главной базе флота в Балтийске таковое уже имеется (разумеется, не приводя никаких доказательств в подтверждение этого). Официальная информация от Минобороны РФ на сей счет пока отсутствует.
Впрочем, военные эксперты не исключают появления у Балтфлота и такого арсенала, хотя пока должны больше бояться как раз финны: ведь наш Северный флот располагает запасом ядерных бомб и боеголовок для противокорабельных ракет и, возможно, для «Калибров». И об этих резервах давно известно.