Блокада Калининградской области приведет к краху экономики Литвы
Игорь Орехов
В последнее время появляется все больше информации о возможной торгово-транспортной блокаде Калининградской области со стороны Литвы. Для обеспечения жизненно важных интересов российского эксклава на Балтике нашей стране не придется прибегать к военной силе. Чтобы заставить Вильнюс отказаться от намерений перекрыть калининградский транзит, достаточно будет сделать всего несколько шагов в экономике. А вообще, Россия еще даже не начала отвечать на откровенно недружественную политику прибалтийской страны.
По совершенно понятным причинам калининградцы обратили особое внимание на недавний дипломатический демарш Литвы. Как известно, Вильнюс принял решение отозвать своего посла из Российской Федерации и закрыть наше генконсульство в Клайпеде, а также предписал российскому послу покинуть страну.
О своих действиях литовцы проинформировали партнеров по НАТО и ЕС, призвав их сделать то же самое. Но на этот призыв откликнулись как-то вяло даже такие же русофобы в лице других стран Балтии. Глава МИД Латвии хотя и объявил о намерении также понизить уровень дипотношений с РФ, но о конкретных мерах пообещал сообщить позднее. Эстонцы и вовсе предпочли пока промолчать.
Тем не менее именно литовское направление важно для Калининградской области в плане обеспечения ее сухопутного сообщения с «большой Россией».
Сама Литва давно бы закрыла границу с Россией (а заодно и с Беларусью), если бы не необходимость получения соответствующего разрешения от Евросоюза. Тот пока отмашки не дает, но надолго ли?
О том, насколько вероятна блокада российского эксклава на Балтике, рассуждает президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
«Подобную перспективу я расцениваю как более высокую, чем это было, скажем, месяц назад, но, безусловно, не стопроцентную. При этом необходимо подчеркнуть, что такой вариант не является какой-то абсолютной неожиданностью для компетентных органов Российской Федерации.
Руководством страны в большей или меньшей степени он просчитан, поэтому уже приняты определенные подготовительные меры.
Я бы обратил внимание на ситуацию с паромным движением (в дополнение к двум действующим судам на линию готовится выйти третий паром, а до конца этого года должен появиться четвертый — прим. RuBaltic.Ru). Да, как обычно, и здесь мы все делали очень медленно, эти паромы строились крайне долго, да и некоторые другие наши шаги тоже запаздывают. Но в целом никакой катастрофы от гипотетической (пока!) изоляции Калининградской области я не вижу», — считает эксперт.
Тем более что для Литвы, уверен Межевич, последствия такого даже не то чтобы недружественного, а фактически почти военного акта будут очень и очень серьезными.
«Их экономика буквально посыплется в течение года, независимо от того, сколько ей дадут дополнительных евро. Их, конечно, дадут определенное количество, но полностью брать Литву себе на баланс Евросоюз не станет.
В то же время степень зависимости литовской экономики от России гораздо больше, чем кто-либо в ЕС представляет.
Я занимался этим вопросом специально, обсчитывал всю ситуацию по газу и по нефти. К примеру, нефтеперерабатывающий завод в Мажейкяе, который находится на территории Литвы, но фактически принадлежит полякам (материнской компанией группы Orlen Lietuva, в которую входит Мажейкяйский НПЗ, является польская "PKN Orlen — прим. RuBaltic.Ru), до совсем недавнего времени на 96 процентов обеспечивался российской нефтью.
Я не берусь сказать, кто конкретно ее поставлял и продавал, но думаю, что при нынешней ситуации этот цирк с конями скоро закончится. И, соответственно, большие проблемы будут не только у Литвы, но и у Польши, для которой это тоже один из значимых объектов, а также и у всех тех стран, потребляющих нефтепродукты производства данного комбината», — прогнозирует эксперт.
И одной лишь нефтепереработкой дело не ограничится. Железные дороги Литве будут в принципе не нужны в условиях отсутствия транзита из России и Беларуси. И Москву в этой политике поддержат Минск и Пекин, с которыми литовцы умудрились вдрызг рассориться в течение последнего полугодия.
Следует также помнить, что в случае попытки блокады Калининградской области может последовать немедленное отключение Литвы от БРЭЛЛ — энергетического кольца, которое еще с советских времен объединяет Беларусь, Россию, Эстонию, Латвию и Литву.
«Если вся Прибалтика будет сидеть при лучине, если они там все будут замерзать, меня это нисколько не обеспокоит. Не работает голова — значит, принятие решения должно происходить посредством других органов: через пищевод, через терморегуляцию организма. Других вариантов еще не придумали.
Они считают, что у них все получится. Но это не так. Те линии электропередачи, которые идут из Финляндии и Швеции, скажем так, половину времени работают, а половину — ремонтируются. То есть там нет резервированных мощностей», — говорит Межевич.
В общем, в случае чего России, чтобы нанести Литве неприемлемый ущерб, даже не придется прибегать к более радикальным мерам воздействия.
«Просто нет такой необходимости. С военной точки зрения, пробить коридор из Беларуси в Калининградскую область, может быть, и реально, но зачем нам конфликт с НАТО? Они нас хотят победить экономически. Что ж, великолепно, давайте и мы будем побеждать экономически», — считает эксперт.
Также он прокомментировал и вброшенную в интернет идею обмена территориями между Россией и Польшей, когда РФ закроет глаза на ввод польских войск на Западную Украину, получая возможность построить экстерриториальную железную (наподобие КВЖД) и, возможно, автомобильную дороги в свой балтийский эксклав.
«Мне такие штуки безумно нравятся, я ими даже восхищаюсь. Но в текущей ситуации возможности такой не вижу. И уж во всяком случае, инициатива запуска подобной процедуры точно не должна исходить от России. Поскольку в этом случае нас не поймут даже те, кто еще, пусть и с трудом, нас понимает.
Хотя я думаю, что определенные круги в Польше такой вариант вполне устроил бы. Ведь тот же Львов, по сути, — польский город, не украинский; это факт. Любой, кто там бывал, наверняка обращал внимание на несовпадение тамошнего населения и культурного слоя», — рассуждает Межевич.
По мнению президента РАПИ, в ситуации возможной литовской (или даже литовско-польской) блокады Калининградской области Россия еще даже не задействовала свои ответные возможности.
«Немного об этом пока говорят, но, безусловно, это еще не полноценный ответ, а так, подготовка. Есть ли смысл в чем-то играть на упреждение? Возможно, но такие решения принимает Верховный главнокомандующий», — заключает эксперт.