Беларусь в зоне риска: ВСУ «поджигают» российско-украинскую границу
Алексей Ильяшевич
На российско-украинской границе вспыхнули первые боевые столкновения. Об этом сообщает губернатор Курской области Роман Старовойт. По его словам, территорию РФ пытались обстрелять из минометов, но пограничники оперативно вычислили и уничтожили украинскую огневую точку. Очевидно, подобные инциденты могут повториться еще не раз. Причем от угрозы обстрелов или масштабных диверсий не застрахована даже Беларусь.
Первую серьезную попытку «прощупать» оборону противника на его территории ВСУ предприняли 1 апреля: два украинских вертолета «на предельно малой высоте» пересекли границу с Россией и нанесли удар по нефтебазе под Белгородом. Ранее неподалеку отсюда прогремели взрывы на складе боеприпасов (главред издания «Цензор» Юрий Бутусов назвал это «демилитаризацией и денацификацией Украины»). А теперь дело дошло до прямых боевых столкновений.
«Вчера, 5 апреля, в Суджанском районе попытались из минометов обстрелять позиции наших пограничников. Ответным огнем огневые точки были подавлены. Жертв и разрушений с нашей стороны нет. Ночь прошла спокойно, без происшествий», — заявил губернатор Курской области Роман Старовойт.
Таким образом, государственная граница РФ и Украины на северном направлении по факту становится линией фронта. Чего-то подобного стоило ожидать после отступления российских войск из Киевской и Черниговской областей: у ВСУ появился отличный шанс развязать бои на чужой территории.
С военной точки зрения это бессмысленно, а с пропагандистской — большая «перемога».
Не менее тревожно ситуация выглядит для Беларуси. Именно с ее территории российские войска выдвигались в сторону Киева. Теперь этот фланг обнажен — ничего не мешает ВСУ точно так же проявить активность на белорусско-украинской границе. Впрочем, если верить Александру Лукашенко, в Гомельскую область уже летела тактическая ракета «Точка-У». Перехватить ее удалось над Припятью.
«Что это такое? Они что, одной ракетой хотят разбомбить Беларусь? Да не получится. Эта ракета просто не долетит до нас. Но зачем это делается? Для того, чтобы нас возбудить и чтобы мы начали отвечать. Но мы не такие простачки. Мы если ответим, то ответим прилично уже. Так, что почувствуют все. Пока терпим», — заявил Лукашенко.
О возможности превентивного удара по территории Беларуси в начале марта заявлял секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов: «Если наш главнокомандующий примет такое решение, оно будет выполнено».
Не стоит также забывать, что в составе ВСУ уже воюет собранный из белорусов батальон имени Кастуся Калиновского.
Его представители намерены перенести боевые действия на территорию соседнего государства. Вот что заявляет один из бойцов: «Украина — единственная страна в мире, предоставляющая площадку для будущего формирования Белорусской освободительной армии, которая формируется на базе батальона Кастуся Калиновского».
Очевидно, именно «калиновцев» Киев может использовать для выполнения тех или иных задач на белорусском направлении. Вряд ли кто-то пошлет их в лобовую атаку. Но создание «змагарских» диверсионно-разведывательных групп выглядит вполне реальным сценарием. Более того, батальон Калиновского может осуществлять координацию «доморощенных» подпольщиков на территории Беларуси. В Минске наверняка осознают эту опасность.
«МВД предупреждает, что действия лиц, замышляющих диверсии на Белорусской железной дороге, будут жестко пресекаться с использованием оружия. От ответственности не уйдет никто», — заявил на днях министр внутренних дел Беларуси Геннадий Казакевич.
Стрельба на границе с Украиной, прилеты ракет или масштабные диверсии с жертвами среди мирного населения станут для Лукашенко болезненным ударом.
Куда боле болезненным, чем для российского руководства. В конце концов, именно РФ проводит специальную военную операцию на территорию Украины (а это автоматически создает риски для ее приграничных областей). Но Батька всеми силами старается абстрагироваться от происходящего и в ранг своего величайшего достижения возводит тот факт, что Беларусь остается мирной страной.
С другой стороны, масштабы украинской угрозы не стоит преувеличивать. Никаких крупномасштабных военных операций на территории России или Беларуси украинские войска провести не смогут, даже если очень захотят: не хватит ни исправной боевой техники, ни запасов горюче-смазочных материалов, которые планомерно уничтожаются ВКС РФ.
Войска Украины продемонстрировали готовность и умение оказывать организованное сопротивление. Но наступать всегда намного труднее, чем обороняться. Тем более в приграничной зоне, где нет возможности прикрываться жилой застройкой. Здесь «потрепанная» украинская армия станет легкой добычей для противника.
Да и какой смысл отвлекать имеющиеся силы для выполнения второстепенных задач? Совершенно очевидно, что главным театром военных действий сегодня становится север Донецкой области (Дружковка, Славянск, Краматорск).
Сюда стягиваются все резервы. Грядет большая битва за Донбасс, поражение в которой обернется для Киева катастрофой.
Инциденты на российско-украинской границе, скорее всего, еще будут происходить. Беларусь от этого тоже не застрахована. Украинская армия заставляет противника держать какие-то силы в приграничных областях, чтобы не подставлять их под удар (примерно ту же функцию российский флот выполняет в Черном море, сковывая резервы ВСУ в районе Одессы). Но серьезных столкновений на границе ждать не стоит.