«Они такие, какие есть»: Зеленский оправдывает украинских неонацистов
Алексей Ильяшевич
Мариуполь остается самой горячей точкой на карте Украины. Активные боевые действия ведутся здесь с конца февраля. Костяк обороны города составляют бойцы запрещенного в РФ полка «Азов» (Народная милиция ДНР и российская армия буквально «выгрызают» у них каждый квадратный метр земли). А западная пресса, похоже, не до конца понимает, как правильно описывать происходящее. В роли «защитников» Мариуполя выступают те самые «азовцы», которых американские конгрессмены в 2019 году хотели признать террористами.
Эту деликатную тему во время недавнего интервью с Зеленским затронул журналист Брет Байер — ведущий американского телеканала Fox News. Дескать, много нехорошего говорят о членах «Азова». Президент Украины ответил так: «Они такие, какие есть. Они защищали нашу страну. Все части этих добровольческих батальонов позже были включены в состав вооруженных сил Украины. Бойцы "Азова" больше не являются самостоятельной группировкой. Они входят в состав украинской армии еще с 14-го года. Были случаи, когда некоторые из них действительно нарушали законы Украины, их привлекали к суду, приговаривали к тюремным срокам. Так что закон превыше всего».
Самое важное — не то, что сказал Зеленский, а то, чего он не сказал. В своем вопросе Брет Байер сделал акцент на сообщениях о неонацистской идеологии полка «Азов» и его преступной деятельности. Казалось бы, президент Украины сходу должен был разоблачить эту «российскую пропаганду». Какие нацисты? Какие зверства? Да как вам наглости хватает ставить под сомнение моральный облик наших «хлопцев»?!
Но вместо этого Зеленский выдает нечто странное: «Они такие, какие они есть».
То есть некая «изюминка» у «азовцев» все-таки имеется. Причем президент Украины ясно дает понять, что «они» действительно отличаются от остальных военнослужащих.
Де-юре «Азов» интегрировался в состав Национальной гвардии еще в 2014 году. Но, во-первых, структура его руководства не изменилась. Командиром полка остался «белый вождь» Андрей Билецкий, а неформальным покровителем — теперь уже бывший министр внутренних дел Арсен Аваков (Нацгвардия входит в систему МВД). Во-вторых, «Азов» все равно сохранился в качестве обособленного подразделения со своей идеологией, символикой, боевыми традициями и так далее. На его базе действуют институты военного образования и детский военизированный лагерь. В 2016 году «азовцы» даже создали свою политическую партию под названием «Национальный корпус».
Действительно ли их привлекали к уголовной ответственности? Да, такие случаи были.
Но за решетку побратимы Билецкого попадали исключительно в тех случаях, когда их преступления становились достоянием общественности.
К примеру, в 2017 году экс-«азовца» приговорили к 10 годам тюрьмы за подрыв гранаты в магазине. Еще один «герой» средь бела дня зарезал жителя Мариуполя (его действия квалифицировали как убийство при превышении мер необходимой самообороны и обязали подсудимого два года платить государству штраф в размере 20% от зарплаты).
Речь идет о единичных случаях, хотя даже западные журналисты и правозащитники не раз указывали на то, что преступная деятельность «Азова» носит системный характер. Особенно в зоне ведения боевых действия, где военнослужащих вообще никто не контролирует.
Англоязычные СМИ сегодня стараются не вспоминать, что в 2019 году Конгресс США всерьез рассматривал вопрос о признании «Азова» террористической организацией.
А если и вспоминают, то придают этому факту оттенок малозначительности. «На фоне волны миллионов беженцев и неисчислимого ущерба украинским городам некоторые эксперты говорят, что зацикленность России на таком второстепенном игроке, как движение "Азов", служит определенной цели: позволяет Кремлю представить конфликт как идеологическую и даже экзистенциальную борьбу. Каким бы далеким от реальности это ни было», — пишет CNN.
Не будем спорить с тем, что «Азов» действительно является «второстепенным игроком». По итогам прошлых выборов в Верховную раду единый блок националистов, куда вошел и Нацкорпус, не набрал даже 3% голосов. Это в очередной раз подтвердило, что ультраправых радикалов на Украине немного — они никогда не пользовались поддержкой широких масс населения. Но дело здесь не в количестве людей, которые набивают татуировки со свастикой и пропагандируют идеи превосходства белой расы.
Для трагедии 2 мая в Одессе хватило всего нескольких сотен отморозков (нужно было только собрать их в одном месте).
На войне все еще проще: взвод «героев АТО» может кошмарить целые населенные пункты, обстреливая их из гаубиц, минометов и реактивных систем залпового огня. Жители Донбасса не дадут соврать.