Киев подталкивает Беларусь к участию в спецоперации России на Украине
Всеволод Шимов
В Киеве опасаются, что обострение отношений с Минском может послужить поводом для участия Беларуси в специальной военной операции России на Украине. Недавно между двумя странами разразился дипломатический скандал — Беларусь и Украина объявили о взаимной высылке дипломатов. Этот инцидент усложнил непростые отношения между государствами, которые и так заметно ухудшились после событий 2020 года, когда Зеленский официально поддержал белорусскую оппозицию.
В течение последнего месяца белорусско-украинские отношения продолжают ухудшаться. Официальный Минск выдворил из республики 12 украинских дипломатов, а численность дипломатического представительства сведена до 5 человек. Также было объявлено о закрытии консульства Украины в Бресте.
Киев, со своей стороны, в долгу не остался и объявил о симметричном сокращении посольства Беларуси до 5 человек. Впрочем, эта мера явно запоздала — все белорусские дипломаты уже покинули территорию соседней страны, хотя МИД Беларуси о закрытии своего представительства на Украине не объявлял.
Высылка украинских дипломатов произошла вскоре после неприятного инцидента с белорусским послом на Украине Игорем Соколом, которому сотрудник украинской погранслужбы на камеру пытался вручить «тридцать сребреников», намекая, что Беларусь «продалась» России и нанесла Украине «предательский удар в спину».
Однако поводом для дипломатического демарша белорусской стороны послужило не это, а обвинение сотрудников украинского посольства в разведывательной деятельности на территории Беларуси. Является ли это истинной причиной или только предлогом, сказать сложно. Шпионские скандалы сопровождают деятельность диппредставительств по всему миру.
Более того, разведка является де-факто «штатным» видом деятельности большинства посольств. Поэтому то, что украинские дипломаты, скорее всего, действительно занимались в Беларуси шпионажем, вряд ли может вызывать сомнения.
Учитывая, что «многовекторные» времена официального Минска остались далеко позади, и теперь Беларусь с Украиной вполне открыто находятся по разные стороны геополитического барьера, подобная деятельность украинских дипломатов могла быть признана нетерпимой и предана огласке.
Более того, поскольку на территории Беларуси дислоцированы войска, участвующие в спецоперации России, украинцев наверняка особенно интересовали их состав и перемещения, что также могло стать причиной выдворения.
Впрочем, помимо текущих вопросов, связанных с конфликтом на Украине, на решение о выдворении дипломатов мог повлиять и общий негативный фон двусторонних отношений.
Комментируя высылку сотрудников украинского посольства, пресс-секретарь МИД Беларуси Анатолий Глаз отметил, что «с 2020 года белорусской стороной фиксировались многочисленные недружественные действия Украины, направленные на безответственное разрушение межгосударственных отношений с Беларусью, деловых контактов и давно устоявшихся связей между людьми. Дошло до того, что украинские власти начали прямо или косвенно вмешиваться в наши внутренние дела, поставили на некую паузу контакты между государствами. Еще в 2021 году на высоком официальном уровне Беларусь назвали вражеской страной».
Действительно, 2020 год оказался переломным для белорусско-украинских отношений, которые до этого времени сохраняли если не дружеский, то ровный и прагматичный характер. Украина активно включилась в травлю официального Минска, следуя в фарватере западной политики на изоляцию «последней диктатуры Европы».
Более того, Киев стал одним из основных центров для белорусской несистемной оппозиции наравне с Вильнюсом и Варшавой. Впрочем, тесные связи между радикалами двух стран существовали давно, а белорусские националисты успели повоевать на стороне Украины в 2014–2015 годах, в том числе в рядах одиозного полка «Азов» (запрещен в РФ — прим. RuBaltic.Ru).
И если раньше в Минске на это смотрели сквозь пальцы, то после событий 2020 года украинское направление стало для белорусской стороны источником нарастающих проблем и тревог.
Свою лепту в ухудшение белорусско-украинских отношений внесло и то, что личные отношения Александра Лукашенко и Владимира Зеленского не сложились.
В 2014–2015 годах белорусская власть, занявшая в украинском кризисе позицию нейтрального посредника и «донора региональной стабильности», неплохо сработалась на этой почве с тогдашним украинским лидером Петром Порошенко.
В 2019 году во время президентских выборов на Украине Лукашенко вполне открыто поддержал Порошенко и сделал ставку на то, что тот останется на второй срок. Победа Зеленского стала для официального Минска досадным сюрпризом, и впоследствии наладить диалог с новым главой Украины так и не удалось.
На фоне ухудшения отношений с киевским режимом в Беларуси продолжают гадать, примут ли белорусские войска участие в проводимой Россией военной спецоперации.
Тему готовящегося «вторжения» активно разгоняют оппозиционные СМИ, в соцсетях даже появились кадры колонн военной техники в Брестской области со специальным опознавательным знаком — красным квадратом.
Недавние заявления Лукашенко о сбитых двух ракетах «Точка-У», прилетевших с территории Украины, также вызвали слухи, что это будет использовано в качестве повода для начала спецоперации белорусских войск на Украине.
Однако Беларусь продолжает упорно отрицать возможность своего военного участия в украинском конфликте и объясняет любые перемещения белорусских военных учениями или мерами по укреплению границы.
По версии официального Минска, основной задачей Беларуси сейчас является удержание западных рубежей на случай возможных провокаций со стороны Польши и Литвы.
Участвовать в боевых действиях Беларусь не намерена, и высылка украинских дипломатов вряд ли является сигналом подготовки военной операции белорусских войск. Впрочем, это не исключает того, что у Лукашенко может иметься и «план Б» при непредсказуемом развитии событий на границе с Украиной.