Украинцам к Путину нельзя: Киев срывает эвакуацию мирного населения
Алексей Ильяшевич
Украинские власти в очередной раз отказались открывать гуманитарные коридоры для эвакуации мирного населения в Россию. Об этом 28 марта заявил начальник Национального центра управления обороной РФ Михаил Мизинцев. Команда Зеленского даже не скрывает, что она фактически запрещает украинцам бежать от войны в «неправильном» направлении. А те, кому это удается, автоматически превращаются в «заложников» Путина.
«Из предложенных российской стороной маршрутов официальный Киев на текущие сутки согласовал только два. Украинской стороной ни один гуманитарный коридор в Российскую Федерацию вновь необоснованно не подтвержден. (…) Исключительно по гуманитарным соображениям российская сторона согласовала на текущие сутки и восемь заявленных Киевом дополнительных маршрутов на запорожском, полтавском, сумском и харьковском направлениях», — заявил на брифинге Михаил Мизинцев.
Эвакуация гражданского населения из зоны ведения боевых действий уже стала элементом информационной войны. Стороны конфликта ожидаемо обвиняют друг друга в нежелании облегчить страдания мирных жителей, которые невольно оказались в гуще событий. По версии официального Киева, «боевики» Донецкой народной республики (ДНР) и российская армия препятствуют выезду людей на подконтрольную Украине территорию. Доказать это утверждение с помощью объективных фактов проблематично. Опровергнуть — тоже.
Доподлинно известно только одно: Украина без объяснения причин препятствует эвакуации своих граждан в сторону Донбасса и России. Это ее официальная позиция.
Еще 7 марта вице-премьер-министр Украины Ирина Верещук заявила, что Киев категорически против открытия гуманитарных коридоров в сторону РФ: «Это неприемлемый вариант открытия гуманитарных коридоров. Не поедут наши люди из-под Киева в Беларусь, с тем чтобы потом самолетами полететь в Российскую Федерацию».
На каком основании Верещук пришла к этому выводу? Совершенно очевидно, что даже в украинской столице найдутся люди (пусть и немногие), которые захотят эвакуироваться именно в Россию или Беларусь.
Такой маршрут актуален для людей, которые имели отношение к деятельности «Оппозиционной платформы — За жизнь» (ОПЗЖ) и «Партия Шария», высказывали альтернативную точку зрения на события в стране, проявляли так называемый «бытовой сепаратизм» (некоторые из них уже попали в застенки СБУ). Кто-то выберет Россию из чисто практических соображений: у многих украинцев там проживают родственники или близкие друзья, готовые оказать им поддержку. Но Зе-команда считает этот вариант не просто нежелательным, а неприемлемым.
Случай настолько вопиющий, что даже Организация Объединенных Наций посчитала нужным дистанцироваться от официального Киева.
«Наша позиция проста: люди должны иметь возможность уходить туда, куда они хотят», — заявил официальный представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик. Однако донести до Зеленского эту простую истину никто не пытается. Его не критикует ни одна международная организация. Напротив, под шквал критики попадают те, кто поддерживает украинских беженцев на неподконтрольной Киеву территории.
«Я хотел бы получить вашу поддержку в укреплении логистической структуры в России, чтобы улучшить нашу работу в Донбассе и других частях Украины, подконтрольных российским Вооруженным силам. Сделайте это; мы направили запрос на открытие офиса в Ростове-на-Дону — это будет хорошая отправная точка», — с такими словами глава Международного комитета Красного Креста Петер Маурер обратился к министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову.
В ответ председатель Комитета по здоровью нации, медицинской помощи и медицинского страхования Верховной рады Михаил Радуцкий призвал Красный Крест «не легитимировать "гуманитарные коридоры" на территории Российской Федерации».
«Такие действия Международного общества Красного Креста на фоне незаконного похищения и вывоза врагом наших граждан в Российскую Федерацию, на временно оккупированную или аннексированную им и неподконтрольную Украине территорию Украины, которое уже проходит сегодня, неприемлемо», — пишет Радуцкий.
Его негодование разделяет Ирина Верещук: «Питер Мауэр, который был в Москве и накануне был в Киеве, встречался с премьер-министром, со мной и другими министрами. Мы донесли ему нашу позицию и свое видение, как сделать так, чтобы гуманитарные коридоры заработали. Вместе с тем он поехал в Москву, и результат вы видите».
Казалось бы, все должно быть наоборот. Киев обвиняет российские войска в принудительной эвакуации мирного населения. Предположим, что это действительно так: украинские «заложники» на территории РФ находятся в абсолютно бесправном положении (если верить журналисту Дмитрию Гордону, их даже пропускают через «фильтрационные лагеря»). Есть авторитетная международная организация, которая готова оказать этим людям помощь.
Но команда Зеленского против. Вместо благодарности Красному Кресту она заставляет его оправдываться.
«МККК никогда не помогает организовывать или проводить принудительную эвакуацию. Это касается всех мест, где мы работаем. Мы не поддержим ни одну операцию, которая идет вразрез с волей людей и нашими принципами», — говорится в недавнем заявлении Красного Креста.
В общем, появился еще один трогательный пример заботы Украины о своих гражданах. Точно так же власть Порошенко «заботилась» о жителях Крыма и Донбасса. Первым она обрезала линии электропередач и перекрыла жизненно важную водную артерию, вторым объявила полную экономическую блокаду.
Этой логикой можно объяснить нежелание Украины отпускать своих граждан на территорию соседней страны.
«Правильный» украинец не может уехать в РФ — он лучше умрет на родной земле.
А поскольку все украинцы должны быть «правильными», те из них, кто все-таки оказался в России, автоматически становятся «заложниками страны-агрессора». Кому-то такая политика будет стоить жизни и здоровья. Но зато картинка получается очень «патриотической».