Венгрия нанесла энергетический удар по солидарности Евросоюза с Украиной
Илья Киселев
В ответ на сообщение Евросоюза о возможном запрете закупки российских нефти и газа Венгрия заявила, что не собирается поддерживать какие-либо санкции, которые ставят под угрозу энергетическую безопасность страны. Несмотря на постоянное внешнее давление, Будапешт руководствуется в первую очередь интересами собственного населения, развивая взаимовыгодные отношения с Россией, чем разительно отличается от Украины, которая может лишь слепо исполнять волю Вашингтона и Брюсселя, не заботясь о благополучии своего государства.
Создание Европейского союза привело к тому, что многие полномочия, которыми ранее обладали его участники, оказались делегированы центральным органам ЕС. В итоге на места начали «спускать директивы», не особо учитывающие интересы отдельных государств, правительств и местного населения. Как следствие в ряде стран, в том числе в Венгрии, к власти пришли политические партии, которые стали, принимая решения, полагаться в первую очередь на мнение своих избирателей.
Первоначально в Брюсселе не воспринимали их всерьез и даже считали популистами, однако вскоре на примере Венгрии стало ясно, что европейская бюрократия столкнулась с силой, которая руководствуется не абстрактными и эфемерными «европейскими ценностями», а реальными интересами своей страны и своего народа.
В Венгрии проведение подобной политики целиком связано с партией Фидес — Венгерским гражданским союзом, который с 2003 года возглавляет Виктор Орбан, нынешний глава правительства. Начиная с 2010 года пост президента также занимают только представители Фидес. В чем же причины такого стабильного пребывания во власти этой партии?
В июле 2014 года Виктор Орбан призвал сменить либеральную демократию на модель государственного устройства, схожую с принятой Россией, Турцией, Китаем и Сингапуром, а социальное государство — на некое «трудовое государство». Через два года, в разгар миграционного кризиса, когда беженцы из Сирии колоннами прорывались в Европу, Фидес выступила инициатором референдума по вопросу о квотах на мигрантов, которых Евросоюз предлагал поселить на территории Венгрии. При этом партия активно агитировала против размещения беженцев в стране.
Постоянно оппонируя центральным органам ЕС, в 2021 году Фидес вышла из фракции Европейской народной партии в Европейском парламенте, а чуть позже — и из самой Европейской народной партии.
Нельзя не упомянуть об остром столкновении Венгрии и ЕС по одной из ключевых для евробюрократов тем: отношение к ЛГБТ-сообществу. Речь идет о принятии закона, запрещающего пропаганду однополых отношений в Венгрии. Будапешт отказался менять свою политику, несмотря на давление со стороны Евросоюза.
«Мы не пойдем на компромиссы в этих вопросах, поскольку являемся суверенной страной, суверенной нацией», — подчеркнул глава МИД республики Петер Сийярто, отметив, что венгерские власти продолжат стоять на своем ради будущего детей.
Все это позволяет утверждать, что нынешнее руководство Венгрии представляет собой практически уникальный для «европейских демократий» пример следования в первую очередь интересам страны и ее населения.
При этом партия Фидес совершенно четко и однозначно определилась с тем, что эти интересы возможно обеспечить только в случае хороших отношений с Российской Федерацией и развития взаимовыгодного сотрудничества.
Такой трезвый и рациональный подход венгерского руководства был в должной степени оценен российской стороной. Это заметно не только по динамике развития контактов между Россией и Венгрией, но также и по условиям ряда двусторонних соглашений, из которых самым ярким примером является контракт на поставку российского газа в Венгрию.
В то же время взаимодействие с официальным Киевом у Будапешта складывается достаточно непросто. В первую очередь это связано с компактно проживающими в Закарпатской области Украины венграми. Проблемы в отношениях с Венгрией достались нынешнему президенту Владимиру Зеленскому в наследство от предшественника Петра Порошенко, который подписал закон о языке, предусматривающий перевод школьного обучения в стране на украинский.
Этим он надеялся добиться поддержки среди украиноязычных избирателей на президентских выборах 2019 года. Однако венгерские власти справедливо посчитали, что этот закон нарушает права 150 тысяч их соотечественников на Украине.
Ранее Будапешт активнее многих восточноевропейских соседей поддерживал евроинтеграционные устремления Киева. Но с момента начала конфликта венгерская сторона постоянно блокирует заседания комиссии Украина — НАТО, предупреждая, что это продолжится до тех пор, пока не будет снят вопрос венгерских меньшинств.
Со своей стороны украинские власти рассматривали участие Венгрии в вопросе проживания на Украине венгерского меньшинства как поощрение сепаратизма. Это даже привело к дипломатическому скандалу, когда во время визита Петера Сийярто в Киев сотрудники венгерского посольства получили анонимное письмо с угрозами. Также в истории дипотношений двух стран имел место инцидент, когда Украина отказала во въезде венгерскому чиновнику, ответственному за развитие связей с Закарпатьем.
Нынешний киевский режим оказался не в состоянии нормализовать свои отношения с Венгрией. Это в совокупности с поступательно развивающимися отношениями между Будапештом и Москвой во многом определило ту позицию, которую Венгрия заняла по вопросу военной операции России на территории Украины.
24 февраля премьер-министр Виктор Орбан после совещания со своими ближайшими советниками по военно-политическим вопросам заявил, что Венгрия рассчитывает остаться в стороне от конфликта, поскольку ее в первую очередь беспокоит безопасность собственных граждан. Через неделю последовало заявление, что Будапешт не планирует помогать Украине оружием и не разрешит транзит военной помощи от других стран НАТО через свою территорию.
Также правительство Венгрии выступило против «закрытия неба» над Украиной со стороны Североатлантического альянса и введения миротворческого контингента ЕС, справедливо полагая, что это приведет только к эскалации конфликта и его распространению на запад.
Такое отношение руководства Венгрии неудивительно, так как полностью соответствует тому прагматичному подходу, который оно демонстрировало и ранее. Наиболее четко эта позиция была сформулирована, когда зашла речь о введении Евросоюзом запрета на закупку российских нефти и газа.
Тогда глава МИД Венгрии Петер Сийярто заявил: «Что касается возможных санкций ЕС, которые могут привести к ограничению или прекращению энергопоставок из России, европейское единство, безусловно, невозможно. Мы не будем поддерживать какие-либо санкционные меры, которые ставят под угрозу энергетическую безопасность Венгрии».
Подобные заявления вызвали негативную реакцию с украинской стороны. Вице-премьер Украины Ирина Верещук заявила на своей странице в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской — прим. RuBaltic.Ru), что своими пророссийскими действиями Венгрия желает заполучить дешевый газ из России и Закарпатье в придачу.
«Даже не все сателлиты России из бывшего Советского Союза поступают так, как это сейчас делает официальное руководство Венгрии. Все это вызывает неприятное удивление прежде всего у украинских венгров, многих из которых я знаю лично. Санкции не поддерживают. Оружие не только не дают, но и не пропускают через свою территорию поставки из других стран. Фактически на все говорят "нет"», — заявила она.
Официальный Киев это раздражает, но там не способны понять одну простую вещь. С момента получения независимости Украина практически ни одного дня не являлась таковой.
Неспособность политических элит проводить взвешенную и самостоятельную политику в интересах собственной страны стала главной причиной того, что Украина превратилась в поле боя, на котором Запад воюет с Россией руками украинцев.
В это же время руководство Венгрии наладило и развивает плодотворное сотрудничество с Российской Федерацией. Практика международных отношений ясно свидетельствует о том, что выстраивание нормального диалога с Россией благотворно влияет на страны, заинтересованные в благополучии своего населения. Пример Украины же наглядно демонстрирует к чему могут привести оголтелая русофобия и конфронтация с Москвой.