Конфликт на Украине дает белорусской оппозиции второй шанс на свержение Лукашенко
Всеволод Шимов
Украинский кризис привлек внимание к подзабытым уже белорусским оппозиционерам. С началом спецоперации они рьяно включились в информационную войну против Москвы, плодя и тиражируя фейки различной степени правдоподобности. Такая бурная активность Тихановской, Латушко и прочих обусловлена наивными мечтами о неудаче России на Украине, что могло бы дать им второй шанс на захват власти в Беларуси.
События на Украине послужили триггером для активизации белорусских оппозиционеров. Более того, российская военная операция стала для противников Александра Лукашенко своего рода палочкой-выручалочкой, которая помогла им вновь обрести смысл существования и открыла очередные просторы для деятельности.
В последние месяцы «беглая» оппозиция переживала явный кризис жанра. Все формы протестной активности себя исчерпали, а правящий режим стабилизировался и укрепился.
Хуже того, зарубежные кураторы, похоже, также приняли сложившийся в Беларуси статус-кво. Несмотря на то, что официальный Минск оказался во внешнеполитической блокаде со стороны Запада, и против республики был введен целый пакет весьма чувствительных санкций, становилось очевидным, что на устойчивость белорусской власти это не повлияет, а значит, и рассчитывать на ее скорый крах не стоит.
Конечно, Светлана Тихановская, Павел Латушко, Франтишек Вечёрко и прочие остались своего рода джокером в рукаве Запада, который может быть пущен в игру при первом удобном случае.
Вся оппозиционная сеть, созданная в эмиграции, продолжает функционировать и исправно получать довольствие. Однако, как говорится, хороша ложка к обеду. Если предположить, что «влажные мечты» о крахе режима Лукашенко лет через пять или десять сбудутся, скорее всего, выгодополучателями этого станут уже совсем другие люди, а «герои 2020 года» окажутся не у дел.
В этой связи достаточно вспомнить судьбу главного белорусского оппозиционера 1990-х годов Зенона Позняка, который за десятилетия эмиграции окончательно маргинализовался, а теперь даже в собственной националистической тусовке мало кем принимается всерьез.
Срок политической жизни «изгнанников» ограничен, поэтому нынешнему поколению оппозиции важно как можно дольше оставаться актуальными и напоминать о себе. Затишье и стабилизация обстановки этому явно не способствуют.
Поэтому эскалация конфликта на Украине, а также косвенное участие в нем Беларуси, стали для оппозиционеров настоящим подарком судьбы.
Тихановская, Латушко и компания включились в нагнетание информационной напряженности еще до начала событий. Поводом для этого послужили учения «Союзная решимость — 2022» и появление в Беларуси крупнейшего в постсоветской истории российского военного контингента.
21 февраля, то есть за три дня до начала спецоперации, Тихановская и Латушко сделали совместное заявление
В своих выступлениях оппозиционные политики обычно указывали, что появление Вооруженных сил РФ в стране не только угрожает Украине, но и ограничивает белорусский суверенитет, а тот же Латушко договорился до того, что «Лукашенко приезжает к Путину как губернатор».
С началом военной операции все оппозиционные силы включились в информационную войну на стороне Украины. Основной нарратив белорусских «независимых» ресурсов сводится к представлению России агрессором, разрушающим жилую инфраструктуру и несущим страдания мирному населению.
В авангарде психологической борьбы оказались портал «Зеркало» (бывший tut.by), Еврорадио, а также целая сеть оппозиционных телеграм-каналов, из которых белорусский средний класс по-прежнему предпочитает черпать информацию. Большая часть этих ресурсов в настоящее время признана в Беларуси экстремистскими, так что они могут позволить себе не стесняться в выражениях и вести весьма откровенную пропаганду.
Более осторожен популярный ресурс «Онлайнер», который остается в легальном информационном пространстве и поэтому старается подавать новости более нейтрально и не зацикливаться на ситуации в соседней стране.
Белорусский аспект украинского кризиса в оппозиционных СМИ сводится в основном к обвинениям официального Минска в «соучастии в агрессии», а также в распространении всевозможных панических слухов.
В основном это фейки о присутствии белорусских военных в операции на Украине и жертвах среди них. Появляются сообщения о принудительной отправке призывников в зону боевых действий и связанных с этим бунтах в воинских частях.
Кроме того, регулярно появляются вбросы об обстрелах белорусской территории. В частности, много шума наделала история об ударах, якобы нанесенных по деревне Копани в Брестской области, и о том, что это является провокацией со стороны российских военных с целью привлечь Беларусь к непосредственному участию в спецоперации на Украине.
Данные ресурсы не обходят стороной и экономическую проблему, живописуя катастрофические последствия санкций за «соучастие в агрессии» и изоляции от мировой экономики.
Особо следует отметить тему «солидарности с Украиной». Оппозиционные СМИ широко освещают акции в ее поддержку, организуемые белорусской диаспорой, а также оказание помощи украинским беженцам.
Впрочем, эти помощь и поддержка далеко не всегда носят мирный характер. Белорусская оппозиция заявила о создании «добровольческого батальона имени Кастуся Калиновского», воюющего против России.
Деятельность этого формирования также активно освещается в упомянутых СМИ, которые посвящают свои материалы участникам «батальона», а также их мотивам «воевать за Украину». Появились и первые «герои», павшие на украинских фронтах.
В информационном плане «батальон имени Кастуся Калиновского» выполняет примерно ту же функцию, что и «герои АТО» или «небесная сотня» на Украине.
«Герои-добровольцы» должны стать частью национального мифа новой Беларуси, какой ее видит оппозиция. Консолидация нации на противостоянии с Россией — тот путь, которым долго шла Украина и который рассматривается в качестве эталона «змагарами», несмотря на все издержки, жертвы и разрушения.
Ставки оппозиционеров в украинской игре высоки. Расчет делается на то, что военная операция пойдет по невыгодному для Москвы сценарию и приведет к ослаблению и дестабилизации России. В свою очередь, это может дать очередной шанс варшавским и вильнюсским «изгнанникам» поставить под угрозу власть Лукашенко.