Украина должна самостоятельно принять решение относительно членства в Североатлантическом альянсе. Об этом заявил Генсек НАТО Йенс Столтенберг. Аналогичную позицию озвучили в Госдепе США: американцы не настаивают на присоединении Украины к их военному блоку. Парадокс ситуации заключается в том, что в Киеве уже все давно решили. Количество сторонников НАТО среди украинцев достигло исторического максимума. Именно на этом фоне звучат циничные заявления о том, что Украину никто не заставляет становиться членом Альянса.
Пожалуй, главная трудность военной кампании для Вооруженных сил Украины — это господство противника в воздухе. Российская авиация ежедневно поражает наземные цели (полигоны, аэродромы, склады горючего, колонны боевой техники и так далее).
По этой причине ВСУ теряют маневренность. Любая попытка совершить марш-бросок на «приличное» расстояние оборачивается для них серьезным риском: сухопутные войска вынуждены выходить на открытую местность и становиться удобной мишенью для авианалетов.
Возможно, именно поэтому Киев не решается подтягивать резервы на восток, где в бедственном положении оказалась огромная донбасская группировка ВСУ. «Защитники» Мариуполя уже бьют в набат — город полностью окружен, его зачистка должна произойти в течение нескольких дней…
Не имея возможности контролировать свое воздушное пространство, Зеленский взывает к совести западных партнеров.
Поначалу он твердил о необходимости создать на Украине бесполетную зону, но тот, кто ее создает, обязан ее и контролировать. В данном случае — поражать российские самолеты, ракеты, беспилотные летальные аппараты и системы ПВО, что равносильно началу прямого военного конфликта с РФ. Поэтому лидеры НАТО и ЕС сходу отвергли эту идею.
«Единственный путь для этого в той враждебной среде, которую мы видим сегодня на Украине, — массированно атаковать российские противовоздушные системы. Мы не можем проводить операции по обеспечению бесполетной зоны со всеми действующими ПВО России. Это также потребует нашей готовности к прямой конфронтации с российскими самолетами», — сетует генсек НАТО Йенс Столтенберг.
Аналогичную позицию занимают даже самые большие «друзья Украины». К примеру, глава правительства Литвы Ингрида Шимоните вообще заявила о нежелании комментировать эту тему: «Я хотела бы только отметить: возможно, многим кажется, что запретная для полетов зона является тем, что вы можете объявить, и это станет бесполетной зоной. Кто-то другой должен ее обеспечивать. Оценка того, кто может это реально сделать, будет означать, что страны НАТО будут непосредственно вовлечены в этот конфликт. Мне кажется, об этом немного молчат, не говорят, и это вроде бы такой эвфемизм: бесполетная зона».
В стремлении надавить на западных партнеров Зе-команда не стесняется «разгонять» совершенно дикие фейки.
Вспомним слова Зеленского о том, что российские войска якобы бомбили самую мощную в Европе Запорожскую АЭС «с воздуха и с танков». Зачем — непонятно. Но под этим предлогом Украина снова заговорила о бесполетной зоне (дескать, закройте небо, если не хотите получить второй Чернобыль).
«Что касается закрытия неба. Мне сдается, что представители западного мира (мы пока не в ЕС, поэтому я разделяю) будут сидеть в кафе, и пока бомба не прилетит в это самое кафе, они не поверят, что это с ними случится. И до этого момента никто небо закрывать не будет», — пожаловался президент Украины.
После его слов новыми красками заиграло сообщение о том, что 11 марта в Загребе буквально в 200 метрах от студенческого общежития прогремел мощный взрыв. На месте были обнаружены обломки разведывательного беспилотника Ту-141 «Стриж», который стоит на вооружении ВСУ. Каким образом аппарат долетел до столицы Хорватии — это вопрос к противовоздушной обороне НАТО.
Но почему вообще украинский «Стриж» полетел на Запад? Был ли он неисправен? Или речь идет о спланированной провокации?
Как бы то ни было, введение бесполетной зоны над Украиной по-прежнему не стоит на повестке дня. Зеленскому остается только одно: договариваться о поставках самолетов и средств противовоздушной обороны, которые можно оперативно поставить на вооружение.
Новейшие американские истребители и комплексы Patriot не подходят (украинцы просто не умеют ими пользоваться, а процесс подготовки займет минимум несколько месяцев). Но даже старые добрые МиГ-29 западные союзники наглым образом «зажали».
«Отправка наших самолетов на Украину означала бы военное вмешательство в конфликт, который происходит на Украине, и участие НАТО, которое не является стороной конфликта», — заявил президент Польши Анджей Дуда.
Если верить Зеленскому, есть еще одна проблема: западные страны не горят желанием заниматься благотворительностью. Дружба дружбой, а табачок врозь.
«Есть системы ПВО, которые можно поставить Украине. Украина нашла их во всех странах мира, где есть это ПВО, — до складов. Чтобы вы понимали, как мы работаем. Мы не просто просили — помогите нам, мы спрашивали тех, у кого есть такие системы. Дайте нам, пожалуйста. Потом мы поняли, что для людей сложно просто дать. Мы говорили: можем это купить, взять кредиты. Готовы вытащить последнее из бюджета и сразу отдать», — признается Зеленский.
Унизительное положение для президента воюющей страны. Но страх оказаться в состоянии конфликта с Россией на поверку оказывается сильнее, чем желание проявить солидарность с Украиной. Даже у тех, кто со скорбным видом рассматривал фотографии «героев небесной сотни» в центре Киева и устраивал фотосессии в зоне АТО.
На этом фоне появляется совершенно циничное заявление Госдепа. Оказывается, американцы не настаивают на членстве Украины в Североатлантическом альянсе.
«Мы не будем комментировать позицию других членов НАТО, но мы постоянно заявляем, что суверенные государства имеют право выбирать свои альянсы и принимать собственные решения о безопасности. И мы говорили в процессе этой войны, что не будем давить на Украину или любую другую страну, чтобы та вступила или не вступила в НАТО», — сообщили в Государственном департаменте США.
То же самое говорит Столтенберг: «Каждая страна имеет право самостоятельно принимать решения. И в конце концов Украина сама решит, присоединиться ей к НАТО или нет».
Парадокс ситуации заключается в том, что Украина уже давно все решила.
Курс на вступление в НАТО закреплен в ее Конституции с 2019 года. Свежие соцопросы показывают, что абсолютное большинство респондентов выступает за членство в Альянсе (после начала российской спецоперации их стало заметно больше). Именно у НАТО Зеленский просит защиты и поддержки. А в ответ слышит, что Украину не заставляют вступать в этот военный блок.
Получается как в старом анекдоте:
— Мама, а вы к нам надолго?
— Да пока не надоем.
— Что, даже чаю не попьете?
Чем бы ни закончилась российская спецоперация, украинцам уже сейчас стоит сделать определенные выводы.
Россия своих союзников (ДНР и ЛНР) не только не «слила» — она открыто встала на их защиту. Американцы сделали все с точностью до наоборот.