Зачистка Харькова, штурм Мариуполя: как развивается российская военная операция на Украине
Алексей Ильяшевич
Первый день весны принес российским войскам ощутимые успехи: фактически завершена зачистка Херсона, начались штурм Мариуполя и бои за Волноваху (крупный железнодорожный узел Донецкой области). Очевидно, в ближайшее время будет сломлено сопротивление Вооруженных сил Украины (ВСУ) и отрядов территориальной обороны в Харькове. Крышка огромного донбасского «котла» еще не захлопнулась, но вырваться из окружения противник едва ли сумеет.
В ночь с 1 на 2 марта появились первые сообщения о том, что передовые части российской армии штурмуют Мариуполь со стороны Левого берега. Ранее Министерство обороны РФ сообщило о выходе сил Донецкой народной республики (ДНР) на административные границы области, где они соединились с россиянами. Речь идет об условной южной группировке, которая двигалась со стороны Запорожья.
Если информация верна, произошло то, чем украинцев пугали последние восемь лет: Россия прорубила сухопутный коридор в Крым. Но сейчас гораздо важнее другое: Мариуполь оказался в кольце. Укрывшимся здесь частям ВСУ, полку «Азов» (организация, запрещенная в РФ — прим. RuBaltic.Ru), бойцам Национальной гвардии и территориальной обороны больше некуда отступать. С юга они прижаты к Азовскому морю. Сможет ли командование ВСУ найти хоть какие-то резервы, чтобы попытаться исправить ситуацию в районе Мариуполя, — большой вопрос.
По сообщениям местных жителей, в самом городе творится настоящий ад.
«Азовцы» фактически взяли мирных людей в заложники, не позволяя им воспользоваться гуманитарными коридорами. Больницы переполнены ранеными. Отдельный повод для беспокойства — информация о том, что «защитники» Мариуполя минируют городские промышленные предприятия, в том числе аммиачный завод. Его подрыв может привести к настоящей экологической катастрофе в Донбассе.
Аналогичные сведения приходят из Авдеевки, пока еще подконтрольной ВСУ. В начале российской операции Народная милиция ДНР сообщила о том, что украинские военные установили взрывные заграждения на территории Авдеевского коксохимического завода. ВСУ продолжают «утюжить» Горловку, где находится «Стирол» — гигант европейской химической промышленности. В общем, на карте Донбасса есть несколько точек, удары по которым могут иметь непоправимые последствия. Этот вопрос можно и нужно обсуждать на переговорах в Гомеле.
Активная фаза боевых действий в городской черте Харькова продолжается. По всей видимости, российское командование всерьез решило зачистить первую столицу Украины.
Шоком для местных жителей стал ракетный удар по зданию Харьковской областной государственной администрации. Ответственность за эту атаку российское командование на себя не берет.
В Сети обсуждают две версии случившегося. Первая: областную администрацию действительно разбомбили россияне, получив информацию о том, что в момент удара там будет проходить мобилизационный сбор «азовцев». Вторая: произошла провокация со стороны самих ВСУ. Как бы то ни было, остатки ракеты общественности и журналистам почему-то не показали.
Успешно развивается наступление российской армии на юге. Зачистка Херсона к моменту подготовки этого материала, очевидно, уже закончена. Военкор Юрий Котенок в своем телеграм-канале сообщает, что город находится под полным контролем российской армии.
За Киев серьезные бои пока не идут. Российская армия укрепляет свои позиции к северу и северо-западу от столицы.
«Захватчики остановлены в районах населенных пунктов Козелец, Бобровица, Макеев. На другом направлении, в районах населенных пунктов Светильня, Победа, Остролучье войска противника утратили наступательный потенциал», — утверждает Генштаб ВСУ. Парадокс: с 24 февраля российская армия постоянно утрачивает наступательный потенциал, но почему-то продолжает наступать.
В действительности всю ударную мощь своего военного контингента на территории соседней страны Россия и близко не задействует. «Надо остановить этот конфликт! Завтра будет война, а послезавтра — мясорубка», — говорил президент Беларуси Александр Лукашенко. То, что происходит сегодня, — ни в коем случае не мясорубка.
Сторонние наблюдатели не до конца осознают всю сложность российской военной операции на Украине.
Задача в том, чтобы не только минимизировать потери среди гражданского населения (это понятно), но и по возможности сохранить жизнь противнику.
Вынесем за скобки всевозможных «азовцев» и «айдаровцев», с которыми идет война на уничтожение. Однако не стоит отождествлять с ними всех военнослужащих ВСУ, которые в безнадежной ситуации будут готовы сложить оружие и вернуться к мирной жизни.
Почему это важно? Потому что военная операция — лишь начальный этап «перезагрузки» страны. Военная операция — не самоцель, а инструмент.
У каждого украинского солдата есть как минимум несколько родственников и близких друзей. То есть в случае его гибели как минимум несколько человек автоматически впадают в состояние «не забудем, не простим». Кто-то на всю жизнь затаит бессильную злобу. У некоторых (пусть и немногих) появится жгучее желание отомстить.
Конечно, с точки зрения военной операции это сейчас неважно. Но нелояльность и даже ненависть местного населения на Украине будут аукаться Москве еще много лет.
Мы стоим на пороге жесточайшего раскола в сердцах и умах людей. Чем больше крови сегодня прольется на украинской земле, тем труднее будет залечить эту рану.