«Котлы» почти закрыты: как развивается российская спецоперация на Украине
Алексей Ильяшевич
Говорить о каких-то итогах российской спецоперации на Украине (хотя бы предварительных) пока рано, но некоторые выводы можно сделать уже сейчас. Прежде всего стоит констатировать очевидный факт: демилитаризация киевского режима не стала для Вооруженных сил РФ легкой прогулкой.
ВСУ оказывают организованное сопротивление по всем фронтам, политическое руководство Украины не сбежало за рубеж. Добровольно сложить оружие соглашаются немногие. Единственный случай массовой сдачи в плен произошел в Харьковской области, где сдался 302-й зенитный ракетный полк Вооруженных сил Украины в составе 471 человека (впрочем, Киев называют эту информацию фейком). Особняком стоит остров Змеиный — его «обитатели», по сути, просто не могли сопротивляться, поэтому предпочли сохранить свои жизни.
Бросается в глаза еще один важный момент: войска РФ по состоянию на утро 28 февраля не зачистили ни один крупный город. Украинская пропаганда выдает это за свою «перемогу», создавая иллюзию, что враг просто не в состоянии выполнить поставленные задачи. Хотя такие задачи, очевидно, перед российскими военными и не стоят. Пока что Харьков остается единственным областным центром, в котором завязались уличные бои. Часть города находится под контролем Вооруженных сил РФ. Авиация и артиллерия в ходе взятия Харькова не используются, ни о каких ковровых бомбардировках речь не идет — работает исключительно пехота. Работает так, чтобы минимизировать потери среди мирного населения.
Деликатность Вооруженных сил РФ бросается в глаза и резко контрастирует с тем, что происходило при попытках «освобождения» Донбасса подразделениями ВСУ.
По этому поводу недвусмысленно высказался глава Чечни Рамзан Кадыров: «Вот уже четвертый день продолжается наша специальная операция на Украине. Но мне непонятно, почему мы продолжаем нянчиться с бандеровцами? Ведь с первого дня очевидно, что националисты другого языка, кроме силы, не настроены понимать. Харьков с Киевом от бандеровцев не очистить на одних "Тиграх", "Уралах" и УАЗиках. Они там вооружены до зубов новым оружием, амуницией, тяжелой техникой последнего поколения, а мы с ними все еще возимся в надежде на благоразумие украинских властей и руководства Вооруженных сил».
Остается только констатировать, что реальная стратегия операции известна только Генеральному штабу РФ. Ее судьба, вполне возможно, будет решаться на востоке Украины, где бойцы Донецкой и Луганской народных республик успешно прорывают оборону противника.
На этом участке уже вырисовываются два новых «котла».
В малый «котел» попадает Мариуполь — главная крепость украинских националистов из полка «Азов» (организация, запрещенная в РФ — прим. RuBaltic.Ru). Зачистка города ожидалась еще за день до подготовки этого материала. Сложность задачи заключается в том, что «азовцы» готовы использовать гражданское население города в качестве живого щита. Отступать им некуда — они не рядовые бойцы ВСУ, которых противник обещает пощадить и отпустить домой.
Тем временем со стороны Харьковской и Запорожской областей навстречу друг другу двигаются колонны российских войск. Возможно, поэтому они не берут ни Харьков, ни Запорожье. Их задача — сомкнуться и окружить всю огромную донбасскую группировку противника. Это самые опытные, опасные и технически оснащенные бойцы ВСУ.
Образование большого «котла» на востоке кажется вопросом времени (причем ближайшего времени). После его ликвидации силы Донецкой и Луганской народной республик объединятся в единый «кулак» с российской армией.
Если говорить о стратегии Зеленского, то здесь никакого секрета нет. Его задача — просто тянуть время.
Для этого официальный Киев использует разные инструменты. В ход идут, к примеру, обещания платить каждому военному по 100 тысяч гривен. Исключительно на поддержание боевого духа ВСУ работают ежедневные сводки Министерства обороны Украины, в которых говорится о фантастических потерях противника в технике и живой силе. Если верить этим сообщениям, киевский режим громит Россию по всем фронтам: враг измотан, деморализован и со дня на день готов свернуть военную операцию…
Параллельно Украина пытается выиграть время, затянув переговоры с Москвой. Поначалу в команде Зеленского вообще отказывались ехать в Беларусь, где их ожидает российская делегация. Затем стало известно, что переговорщики от Украины все-таки отправились в путь, но решили ехать через Польшу. Утром 28 февраля белорусский журналист Юрий Воскресенский сообщил о желании представителей Киева выспаться после долгой дороги.
В любом случае, шансы сторон о чем-то договориться близки к нулю. Кремль уже заявил, что во время проведения переговоров российская операция останавливаться не будет.
От Зеленского требуют прекратить сопротивление ВСУ и подписать капитуляцию. Остается открытым вопрос, зачем вообще России нужны эти переговоры. Использовать их можно только в качестве неловкого оправдания перед мировым сообществом: дескать, мы до последнего хотели договориться и сохранить как можно больше жизней…
Отдельного внимания заслуживает поведение западных союзников Киева. «Не хотели принимать Киев в Североатлантический блок — хорошо, не принимайте, — говорил незадолго до начала российской операции председатель Комитета по национальной безопасности и обороне Сейма Литвы Лауринас Кащюнас. — Но насыщать современным противоракетным, противотанковым оружием, средствами ПВО и боевыми кораблями были просто обязаны. (…) Мы могли превратить Украину во второй Афганистан. Украинцы могли стать для России такими же воинственными моджахедами, какими они были для армии СССР».
Сейчас идея создания «второго Афганистана» в центре Европы заиграла новыми красками.
Украину уже предлагают принять в ЕС по ускоренной программе, готовят для нее военную помощь и даже предлагают услуги иностранных частных военных компаний (ЧВК). Все усилия Запада брошены на то, чтобы затянуть конфликт, не вмешиваясь в него напрямую. И это логично: провал операции на Украине грозит серьезными политическими потрясениями самой России. Ставки подняты слишком высоко.