Пир во время чумы: команда Майи Санду жирует на бюджете Молдовы
Илья Киселев
Перед президентскими и парламентскими выборами 2020–2021 годов в Молдове Майя Санду и ее партия PAS обещали электорату сократить расходы на содержание государственного аппарата и чиновников. После прихода команды Санду к власти сбылись самые смелые прогнозы о том, что каста прозападных НПО-шников превзойдет в расточительности все предыдущие правительства и парламенты. Причем расточительность у них сочетается с удивительными по наглости цинизмом и лицемерием. На словах официальные лица ведут себя как скромные и даже аскетичные люди, а потом в прессу попадают шокирующая информация о бюджетах государственных ведомств и декларации об имуществе официальных лиц.
Начиналось все более-менее пристойно. Поначалу Майя Санду подписала указ о структуре аппарата своей администрации, в которой, согласно документу, количество сотрудников сохранялось на прежнем уровне — 163 человека.
Правда, в ходе президентской кампании она обещала значительно сократить штат своей администрации, но на это уже никто не обратил внимания. На тот момент гораздо больший интерес вызывала загородная резиденция президента Молдовы в Кондрице, от которой Санду обещала отказаться и объявить конкурс на ее использование в общественных целях.
Однако, посетив эту резиденцию несколько раз исключительно для кратковременных прогулок по лесу, Санду как-то «забыла» о том, что обещала сделать.
В результате резиденция в Кондрице по-прежнему содержится за счет бюджета администрации президента, но служит в последнее время исключительно для различных мероприятий партии PAS.
Аналогичным образом используется и президентская резиденция в Голерканах на берегу Днестра, содержание которой также финансируется из бюджета. Зарплата охраны обеих резиденций была повышена. Кстати, забор у здания администрации президента, который Санду перед избранием ее президентом обещала снести, так и стоит нетронутым.
Еще одной заметной статьей бюджетных расходов стали многочисленные зарубежные поездки президента Майи Санду. География этих зарубежных вояжей имеет исключительно западное направление — Берлин, Варшава, Париж, Рим, Брюссель, поездка в Нью-Йорк на Генеральную ассамблею ООН. Исключение составили только поездки Санду в Грузию и на Украину.
В ряде случаев Майя Санду демонстративно выбирала обычные авиарейсы, но если обратить внимание на полные сметы поездок главы самого бедного в Европе государства, то оказывалось, что Санду неизменно останавливалась в лучших гостиницах непосредственно в центре европейских столиц.
Еще одной новой, но ставшей постоянной статьей расходов администрации президента стала закупка цветов. Так, в проекте бюджета АП на 2021 год была предусмотрена отдельная статья, согласно которой каждый день — да-да, ежедневно! — администрация президента тратила на цветы суммы, в два раза превышающие минимальную пенсию в Молдове. Эта статья расходов вызвала возмущение депутатов парламента от Партии социалистов, которые справедливо заметили, что в стране, где пенсионеры буквально выживают, подобные траты непозволительны.
В общем, неудивительно, что уже в первый год своего президентского срока Майя Санду значительно превысила расходы бюджета по сравнению со своим предшественником Игорем Додоном. Эти данные можно найти в официальных документах, опубликованных на сайте АП. Так, если в 2020 году АП Игоря Додона потратила 24 790 000 леев, то на 2021 год администрация президента Майи Санду задекларировала расходы в размере 29 758 200 леев.
Путем нехитрых арифметических действий можно подсчитать, что при новом президенте, которая обещала снизить бюджетные расходы на чиновников, эти самые расходы возросли сразу на 20%.
Но и это еще не все — в октябре 2021 года расходы на содержание администрации президента были увеличены новым Кабинетом министров от партии PAS еще на 2,1 миллиона леев. По словам министра финансов, увеличение лимита было запрошено для покрытия расходов, связанных с персоналом. Глава министерства финансов Думитру Будянский отметил: «Чтобы заполнить штат, в котором нуждается данное учреждение, затраты были увеличены на 2,1 миллиона леев».
При всем при этом сама Майя Санду продолжает строить из себя бессеребренницу, живущую исключительно на зарплату президента. В интервью румынскому телеканалу Санду рассказала, что носит еду с собой на работу либо обедает у своей родственницы, которая живет недалеко от администрации президента.
Также Санду назвала официальную зарплату, которую она получает в администрации президента. По ее словам, это 15 600 леев (примерно 65 тысяч рублей).
Правда, периодически происходят «проколы», когда глава государства появляется в телеэфире в нарядах, которые впоследствии оказываются опознанными в модных каталогах по цене 2–3 тысячи евро.
Так что, скорее всего, за благополучие и жизненный уровень Майи Санду можно не волноваться.
Подобное поведение характерно не только для главы государства, но и для всех функционеров партии PAS и чиновников, пришедших на этой волне на свои «теплые места». Наиболее вопиющим стал случай с повышением зарплат судей Конституционного суда Молдовы.
Здесь необходимо сделать небольшую ремарку и отметить, что роспуск предыдущего состава парламента и проведение досрочных выборов стали возможны исключительно после того, как Конституционный суд Молдовы принял ряд решений, которые в очень мягкой форме можно охарактеризовать как сомнительные. Если же называть вещи своими именами, то Майя Санду добилась досрочного роспуска парламента с помощью политически лояльного большинства в Конституционном суде. Это большинство необходимо было поощрить с прицелом на будущее.
И это было сделано за счет повышения зарплат судьям КС, которое пролоббировала партия PAS.
По информации Конституционного суда, в 2021 году судьи КС получали 31,9 тысячи леев в месяц, председатель КС — 39 тысяч леев. В 2022 году, после повышения зарплаты, по подсчетам судей КС, они будут получать 40,9 тысячи леев в месяц, председатель КС — 45 тысяч леев, помощники судей — 9198 леев.
То есть, как отметили в КС, с 1 января 2022 года чистый оклад конституционного судьи увеличится на 7204 лея, а оклад председателя Конституционного суда — на 4804 лея. Повышение зарплаты судьям КС предусмотрено в налогово-бюджетной политике (НБП) на 2022 год. Такие поправки в проект НБП предложила внести правящая партия «Действие и солидарность» (PAS).
Казалось бы, не такое уж сильное повышение зарплат, но первоначально представители PAS предлагали поднять зарплату судьям КС в два раза — до 82 тысяч леев.
Фактически Санду и партия PAS собирались построить коррупционную схему, в которой оплата коррумпированных судей производилась бы за счет государственного бюджета.
Для пущей убедительности можно привести еще один пример, который непосредственно связан с «реформой юстиции», о которой так много говорит Майя Санду и которую так усиленно «продвигают» ее однопартийцы из PAS.
Временно исполняющий обязанности генерального прокурора Дмитрий Робу, замещающий незаконно снятого с поста Александра Стояногло, требует у Конституционного суда пересмотреть правила, принятые в 2018 году, которые привели к снижению заработной платы прокуроров в среднем на 6–16 тысяч леев.
«Материальная мотивация и социальная защищенность должности также повышают уровень ответственности и добросовестности этой должности», — заявил и.о. генерального прокурора Робу.
Все вышеописанное происходит в стране, где средняя зарплата находится на уровне 7–8 тысяч леев и где пенсионеры получают от 1 до 5 тысяч леев. При этом коммунальные счета нынешней зимой в Молдове составляют до 5 тысяч леев вследствие повышения тарифов на газ и электроэнергию.
Правящая «элита» Республики Молдова представляет собой дорвавшихся до власти временщиков, которые используют текущий момент для того, чтобы в буквальном смысле этого слова «захапать» как можно больше за счет самых социально незащищенных слоев населения.
В этом своем стремлении они вовсю используют в целях обогащения государственный бюджет. И этот процесс захватил все уровни власти вплоть до самого высокого.