Прозападная власть выдавливает население Молдовы на заработки с помощью «реформы образования»
Илья Киселев
В Республике Молдова продолжается процесс стремительной деградации социальной инфраструктуры. Особенно трагичным проявлением этого процесса является разрушение образовательной сети. В стране сокращаются и закрываются школы, вузы, сворачивается обучение на русском языке, без работы остаются преподаватели. Наиболее активная «оптимизация» образовательной сети началась в период пребывания на посту министра образования нынешнего президента страны Майи Санду. Аналитический портал RuBaltic.Ru предположил, что прозападная власть сознательно разрушает социальную инфраструктуру Молдовы, чтобы склонить население к трудовой миграции на Запад.
Образование в Молдове, особенно с момента прихода к власти «проевропейских» сил в 2009 году, стало жертвой постоянного и последовательного урезания бюджета. Особенностью этого процесса в Молдове является то, что он сопровождался значительным уменьшением численности населения страны. Население Молдовы в результате массовой трудовой миграции уменьшилось практически на миллион человек, то есть более чем на четверть. Этот процесс привел к тому, что во многих селах и небольших городах не только не осталось взрослого населения, но и стало заметно меньше детей, в том числе школьников.
Это послужило оправданием и даже обоснованием выдвинутой программы «оптимизации» системы образования, которая началась еще в начале 2000-х годов, но наиболее активный и массовый характер приобрела в 2012 году под руководством нынешней главы государства Майи Санду, занимавшей на тот момент пост министра образования в правительстве Владимира Филата.
Всего за период 2012–2015 годов в Молдове была закрыта 71 школа и 103 реорганизованы.
Так называемая реформа образовательной системы Молдовы проводится под диктовку международных европейских структур и на финансовые средства Всемирного банка, который выделил на эти цели 40 миллионов долларов. Европейские деньги предусмотрено направлять на закрытие (многие чиновники для смягчения формулировки предпочитают применять слово «оптимизация») начальных школ, гимназий и лицеев. Из проектных денег должны быть закуплены школьные автобусы, чтобы возить учеников в окружные школы на учебу из других населенных пунктов.
Реформа по оптимизации школ началась в 2007 году. В то время в Молдове было 1444 школы. В 2015 году из-за ликвидации малочисленных школ в селах их осталось 1268, то есть было закрыто 176 школ. Если в 2008 году закрыли только четыре учебных заведения, то с 2009 года, как раз со сменой власти в стране, процесс оптимизации набрал темп.
Больше всего на первом этапе было «оптимизировано» школ в 2012 году (во времена министра образования Майи Санду) — 68.
Результаты реформы сразу наглядно проявились: только за прошедшие с начала реформы 9 лет их стало на 260 меньше. При этом темпы «оптимизации» не снижались, а, наоборот, росли. Так, только за 2017/2018 учебный год было реорганизовано еще 67 учебных заведений, из которых 24 впоследствии были закрыты.
По данным Национального бюро статистики, на начало 2019–2020 учебного года в Республике Молдова насчитывалось 1255 начальных и средних учебных заведений, в которых обучалось чуть более 333 тысяч учащихся.
За два десятилетия количество учеников в республике уменьшилось примерно на 300 тысяч человек, а количество школ — почти на 20%.
Необходимость закрытия школ мотивируется сокращением населения в стране и, соответственно, числа учеников. Число учеников, как реальных, так и потенциальных, действительно сильно сократилось. Если в 2007 году в Молдове было 446 тысяч школьников, то в 2015 году — уже 324 тысячи. По предварительным данным, в 2016 году их стало еще меньше — 315 тысяч.
По прогнозам, рассчитанным на основе данных о рождаемости, в последующие годы этот показатель может опуститься ниже 300 тысяч учащихся, но потом начнется его постепенное улучшение. И в 2022 году ожидается, что в Молдове будет 317 тысяч учеников. При этом демографы констатируют, что за последние 15 лет в Молдове шел процесс массовой депопуляции, без очевидных признаков восстановления демографического роста.
Тем не менее убыль населения не может служить оправданием проводимого сокращения числа школ.
Во многих случаях закрытие школ или их реорганизация являются дополнительным побудительным мотивом для отъезда из Молдовы.
Сокращение числа школ и других учебных заведений в Молдове служит дополнительным основанием для уехавших граждан не возвращаться в страну.
Более полутора тысяч молдавских учителей и воспитателей детсадов, в основном из сельской местности, лишившись места работы, ушли из сферы образования. Из-за низких зарплат и непривлекательных условий работы и молодые педагоги не хотят работать в сельских учебных заведениях, что приводит к росту среднего возраста педагогических кадров. Из 29 тысяч школьных учителей Молдовы 28% — люди пенсионного возраста.
При этом власти даже не планируют каких-либо действий в русле демографической политики, которые были бы направлены на поддержку молодых семей и повышение уровня рождаемости.
Для этого требуются специальные меры по стимулированию молодежи и создание гарантий для многодетных матерей.
Еще одной характерной чертой осуществляемых в системе образования перемен стала атака на учебные заведения, в которых преподавание велось на русском языке. Например, широкий резонанс в 2012 году получил случай с учениками русского лицея в городе Штефан Водэ, где дети и родители, пришедшие на торжественную линейку, посвященную началу учебного года, с удивлением узнали, что лицей закрывается. Взамен им было предложено продолжить обучение в другом лицее и на румынском языке. Такая же ситуация сложилась и в ряде других районов Молдовы.
В период нахождения Майи Санду на посту министра образования в Молдове был принят новый Образовательный кодекс, согласно которому русский язык исключен из числа предметов, обязательных к изучению в школе, несмотря на то, что согласно действовавшему тогда Закону о функционировании языков в Молдове он имел статус языка межнационального общения.
Благодаря стараниям тогдашнего министра русский язык был приравнен к иностранным и стал изучаться в школах с молдавским языком обучения в качестве факультативного курса исключительно на добровольной основе.
Процессы, сходные с теми, которые происходят в средней школе в Молдове, затрагивают и высшие учебные заведения, которые в последние годы начали ощущать явную нехватку слушателей. И если ряд вузов, в первую очередь Государственный университет медицины и фармакологии имени Тестимицану, может восполнить это за счет иностранных студентов, в первую очередь — с Ближнего Востока, то перед другими вузами Молдовы также встала перспектива «оптимизации» и «реорганизации».
Первым шагом в этом направлении стала оптимизация Института международных отношений Республики Молдова и Государственного университета «Дмитрий Кантемир» (бывший университет Академии наук Республики Молдова). В мае прошлого года тогдашний министр образования Игорь Шаров встретился с ректорами этих вузов Валентином Бенюком и Аурелией Хангану и проинформировал их о запуске процедуры слияния руководимых ими высших учебных заведений с Государственным университетом Молдовы (ГУМ) и о шагах, которые в дальнейшем планируется предпринять. Решение было принято и осуществлено, несмотря на неоднократные протесты преподавательского состава и студентов этих ВУЗов.
В чем причины происходящего, что лежит в основе подобной реформы и какие подводные течения определяют направления процессов в социально-экономической сфере Молдовы?
Наиболее реалистичным объяснением происходящего может служить версия внешнего влияния на власти Молдовы со стороны Запада.
Подобное влияние присутствует не только в Молдове, но и в целом ряде других бывших республик СССР. Кризис с наплывом беженцев с Ближнего Востока, возникший с началом «арабской весны», поставил Западную Европу перед еще большей исламизацией населения и четко обозначил угрозу для европейской цивилизации в целом. В то же время полностью отказаться от импорта дешевой рабочей силы европейская экономика не может себе позволить.
В условиях подобной «вилки» импорт дешевой рабочей силы с Украины, из Молдовы и даже стран Прибалтики, принятых в ЕС, может стать решением, обеспечивающим приток иммигрантов, которые в этническом и религиозном плане гораздо ближе европейцам и гораздо больше устраивают Европу в плане менталитета. Однако для этого Европе необходимо создать в странах исхода такие условия, которые заставят людей искать заработка на чужбине.
И в этой стратегии навязывание проводимой реформы образования и его «оптимизации» является одним из главных факторов, а выделяемые на это финансы в виде грантов полностью себя оправдывают.
Последствия подобной политики для стран бывшего СССР европейского «шерифа» не волнуют.