«Транзит власти» в Беларуси: все заточено на то, чтобы остался Лукашенко
Василий Малашенков
Осталось меньше месяца до референдума по новой Конституции Республики Беларусь. Уйдет ли Александр Лукашенко? Как будут править страной по-новому? Эти вопросы остаются открытыми, однако уже сейчас многое ясно из проекта нового Основного закона.
Новая Конституция может быть принята в Беларуси совсем скоро. Планируется, что референдум состоится в конце февраля 2022 года. На днях официально опубликован финальный проект основного закона, который, собственно, и вынесут на голосование. Этот текст в совокупности с некоторыми заявлениями и кадровыми решениями довольно четко рисует контуры будущей белорусской власти.
Изначально в проекте были нормы об Уполномоченном по правам человека. Их убрали. Введение этого института лоббировал известный юрист Григорий Василевич. Это бывший председатель Конституционного суда и бывший генпрокурор. Со второй должности, как и в целом из власти, его убрали в сентябре 2011 года. Предполагается, что отставка связана с несговорчивостью прокуратуры, которая тогда посмела критиковать действия милиции при подавлении так называемых «хлопающих протестов».
Сейчас Василевича допустили к разработке Конституции, так как он является авторитетным юристом именно в этой области права. Имеет степень доктора наук. Но ему отказали в возвращении на высокие должности. Очевидно, что бывший генпрокурор сам же и хотел стать верховным омбудсменом Беларуси. Василевич — вроде бы верный Лукашенко человек, но все же склонен иметь свое мнение и делать самостоятельные заявления.
Новая конфигурация власти явно этого не предусматривает.
Именно поэтому в 2020 году Лукашенко убрал с поста премьер-министра относительно харизматичного и самостоятельного Сергея Румаса и поставил намного более преданного и безамбициозного Романа Головченко. Во главе Верхней палаты парламента — Совета Республики — еще в 2019 году стала Наталья Кочанова, сменив Михаила Мясниковича. Последний — политический тяжеловес, который работал на высоких постах в правительстве еще в Белорусской ССР. Его тоже можно считать преданным президенту. Но Мясникович, как и Румас, склонен к самостоятельным решениям и заявлениям, а также обладает определенной харизмой.
Кочанова же по сути является чистым исполнителем решений руководства. Редко инициирует что-то сама. Вся карьера во власти у нее построена именно на демонстрациях преданности.
Ниже мы рассмотрим некоторые нормы проекта новой Конституции, и станет понятно, почему Лукашенко в последние годы окружил себя такими людьми.
Во-первых, будет полностью узаконено Всебелорусское народное собрание (ВНС), статус которого раньше был размыт. Да и в Конституции о нем прямо не говорилось. Теперь новому органу посвящена целая глава. Упомянем лишь некоторые принципиальные моменты.
Появился лимит делегатов. Ранее их могло быть и две тысячи, и более. Сейчас — не более 1200. Но, как и ранее, в такой массе невозможно выслушать мнение каждого. Поэтому фактически все будет решать президиум. А масса открытым голосованием просто формально утвердит.
Делегаты — это почти на 100% властная вертикаль, в том числе депутаты и различные чиновники. В основном законе говорится, что это и «представители гражданского общества».
Однако в стране уже отработан механизм отправки на ВНС членов провластных НКО.
Часто эти же люди одновременно являются чиновниками или руководителями из госсектора экономики. Поэтому проблем с проведением того или иного решения в ВНС не будет.
При этом как действующий президент, так и бывший автоматически становится делегатом ВНС. Естественно, такого уровня делегат по определению не может не быть в президиуме. Значит, Лукашенко там точно будет и займет позицию председателя, в крайнем случае заместителя, но фактически руководить будет он.
ВНС получит очень много полномочий и сможет даже смещать президента.
Таким образом Лукашенко получит возможность контролировать преемника. А для решения оперативных вопросов у белорусского лидера будут еще должности.
И здесь мы переходим к «во-вторых».
По новой Конституции экс-президент становится пожизненным членом Совета Республики. Это белорусский аналог российского Совета Федерации. Данный статус — дополнительная гарантия безопасности Лукашенко. Сенатора нельзя привлечь к уголовной ответственности.
В-третьих, Лукашенко, опять же по определению, не будет рядовым сенатором, а станет председателем. В новой конфигурации власти именно эта должность — вторая после президента, а не премьерская. Главу Совмина понижают в статусе и делают более технической фигурой.
Например, руководитель Совета Республики в экстренном случае получает полномочия президента. В том числе в случае гибели последнего глава Верхней палаты руководит Совбезом.
Впрочем, и без такого печального поворота никто не помешает Лукашенко в будущем получить контроль и над ВНС, и над Совбезом, и над Советом Республики.
Небольшая ремарка. Парламент новая Конституция усилит через отмену двух сессий с двумя большими перерывами. Будет одна длинная сессия с передышкой на лето. К тому же изменяется механизм утверждения законов в пользу скорее парламента, нежели президента.
В-четвертых, у Лукашенко будет особая страховка. Новая Конституция гласит: «Президент, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в связи с осуществлением им президентских полномочий».
В-пятых, на ключевую для выборов должность главы ЦИК вместо политической долгожительницы Лидии Ермошиной совсем недавно назначен еще более преданный Игорь Карпенко. Это опытный аппаратчик. Работал как в избирательных комиссиях, так и на посту министра образования, а для правильной организации выборов такой опыт как раз и нужен. Плюс к этому, в отличии от Ермошиной, Карпенко почти не выражает публично никаких амбиций или особого взгляда на происходящее. Все заявления сухие и выверенные.
В-шестых, кто бы ни был президентом после Лукашенко, его, как уже говорилось, можно будет контролировать через ВНС, а также имея власть над Совбезом.
Более того, избираться можно будет лишь на два срока. Ужесточаются и электоральные фильтры. Надо непрерывно прожить в Беларуси до даты выборов не 10, а 20 лет. Возрастной ценз поднимается с 35 лет до 40.
И это еще не все. К кандидату добавлено вот такое требование: «…Не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества».
То есть даже имевший не вид на жительство в Польшу, а карту поляка президентом стать не сможет.
Стоит упомянуть и еще один нюанс.
Высшим органам власти будет проще ввести чрезвычайное положение при попытках «майданов».
Как видим, в новом проекте продумано многое. Тем более что в этом тексте мы указали лишь основные моменты. Учитывая те возможности, которые дает Конституция в таком виде, Лукашенко так или иначе имеет шансы продержаться на высоких постах до 2025 или даже 2030 года.