Германия уже не та: в Прибалтике ностальгируют по «тевтонскому духу» Третьего рейха
Александр Носович
В Прибалтике возмущаются отказом Германии от активного вовлечения в процесс коллективного «сдерживания» России странами НАТО в Восточной Европе. Публично это возмущение выражают политики, которые не скрывают своих симпатий к нацизму или происходят из семей, сотрудничавших с нацистскими оккупантами. Им, конечно, больно и обидно, что Красная Армия переломила хребет той Германии, с которой они могли бы пойти в очередной поход на Восток и стать надсмотрщиками-полицаями над «неполноценными славянами».
Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил, что Германия 16 лет была гарантом безопасности в Европе и вокруг нее, однако нынешние сигналы из Берлина, который отказался поставлять летальные вооружения на Украину, не могут не настораживать. Глава МИД надеется, что дело всего лишь в том, что новое правительство Германии только приступило к работе и еще изменит свою политику, когда немного освоится.
«То, что мы видим, это разговор, который Германия пытается вести о том, как реагировать на текущую ситуацию. Я терпелив и призываю вас быть терпеливыми», — заключил Ландсбергис.
Куда менее дипломатичным оказался депутат Европарламента от Эстонии Яак Мадисон.
Политик заявил, что немцы предали Европу, когда запретили Эстонии передавать немецкое оружие на своей территории Украине.
«На данный момент правительство Германии выбрало газ Владимира Путина и оставило Украину без защиты от российской агрессии», — написал Мадисон, припечатав ФРГ великолепной в своем презрении фразой о том, что немцы предпочитают европейской безопасности теплую комнату.
Осторожной позицией Берлина по поводу очередного обострения вокруг Украины недовольны очень многие апологеты политики «активного сдерживания Кремля», но мало кто в Прибалтике рискует выказывать это недовольство открыто. Все-таки Германия — это крупнейшая страна ЕС и главный донор дотационных прибалтийских экономик.
Тем интереснее посмотреть, что же это за немногие исключения, которые решаются возвысить свой голос по поводу немецкой слабости и нерешительности. Что объединяет Габриэлюса Ландсбергиса из Литвы и Яака Мадисона из Эстонии?
Их объединяет очень личное отношение к нацистской Германии: у одного прадед был коллаборационистом, работавшим на оккупационную администрацию Третьего рейха в Литве, а второй неровно дышит к идеологии гитлеризма.
«Отдельный вопрос — национал-социализм гитлеровской Германии. Но и в этом случае на слуху только все негативное. И правда, были концентрационные лагеря, трудовые лагеря, увлечение играми с газовыми камерами, но в то же время так называемый "строгий" порядок вытащил Германию из столь глубокой ж**ы, поскольку тот прогресс, который изначально опирался на развитие военной промышленности, за считаные годы вывел эту страну в число самых могущественных в Европе», — писал в далеком 2015 году будущий депутат Европарламента от Эстонии Яак Мадисон.
По его мнению, «в лице фашизма мы видим идеологию, которая состоит из довольно многих положительных и необходимых для сохранения национального государства нюансов». Понятно, почему современная Германия евродепутату глубоко неприятна.
ФРГ ведь считает такую «замечательную» идеологию преступной и сажает за нее в тюрьму.
Что касается Габриэлюса Ландсбергиса, то его прадедушка Витаутас Ландсбергис-Жямкальнис входил во Временное правительство Литвы, созданное в 1941 году подельниками Третьего рейха, которые рассчитывали получить признание независимого Литовского государства из рук «доброго фюрера» Адольфа Гитлера. Министр коммунального хозяйства во Временном правительстве Литвы Ландсбергис-Жямкальнис был агентом Гестапо и после разгрома «доброго фюрера» бежал вместе с другими коллаборационистами в Австралию.
В Австралии оказалось, что он был еще и агентом НКВД. Ландсбергис-Жямкальнис выдал советским спецслужбам своих подельников, за что получил от Лубянки амнистию и разрешение вернуться в Литву. Патриотом Литовской ССР он, конечно, не стал: уже его сын — дед нынешнего главы МИД Литвы Витаутас Ландсбергис при первой возможности возглавил антисоветское движение, чтобы закончить работу своего отца, который неудачно сделал ставку на Адольфа Гитлера.
Такой «бэкграунд» людей, недовольных современной Германией, которая не желает присоединяться к раскручиванию спирали напряженности в отношениях НАТО с Россией, многое объясняет.
Наследники нацистских коллаборационистов злятся, что сегодняшняя ФРГ — далеко не тот «тысячелетний Рейх», в составе которого они мечтают совершить Drang nach Osten в немецком обозе и стать надсмотрщиками-полицаями над «неполноценными славянами»: русскими, украинцами, белорусами.
Красная Армия переломила хребет тевтонской мощи и выбила из немцев «тевтонский дух». Сами немцы с этим давно смирились и с 1945 года выстраивали на руинах прежней Германии новую, не имеющую преемственности с «тысячелетним Рейхом».
А вот с денацификацией нацистских пособников в Восточной Европе Советы с американцами по окончании Второй мировой недоработали. Первые — чтобы не омрачать советскую дружбу народов, вторые — для решения своих циничных задач в холодной войне.
Ну да ничего — наследники Красной Армии решат и этот вопрос.
Потомки недобитков потому так и бесятся. Они это предчувствуют.