Министерство иностранных дел Литвы по требованию президента Гитанаса Науседы подготовило некий план нормализации отношений с Китаем. Подробности этого документа не разглашаются, но его автор Габриэлюс Ландсбергис подчеркивает, что ни на какие уступки Вильнюс идти не готов. «Гениальный» план МИД Литвы заключается в том, чтобы запугать китайцев судебными исками и заставить их капитулировать. Но пока к капитуляции ближе Литва, которая несет потерю за потерей от межгосударственного конфликта и вынуждена искать пути нормализации отношений с Поднебесной.
Китайская газета South China Morning Post со ссылкой на Главное таможенное управление КНР продемонстрировала динамику внешней торговли Китая с Литвой.
Согласно таможенной статистике, в декабре экспорт из прибалтийской республики в стоимостном выражении составил всего 3,8 миллиона долларов (месяцем ранее было 42,8 миллиона).
Совсем другие данные почему-то предоставил литовский Департамент статистики. Если верить ему, в ноябре минувшего года из Литвы в Китай вывезли товаров на сумму 20,3 миллиона евро.
Как это объяснить? Возможно, Вильнюс и Пекин применяют разные методики подсчета — последний учитывает еще и реэкспорт литовских товаров.
В любом случае, Литва уже получила от китайцев неприятный рождественский подарок. Это логично, если учесть, что представительство Тайваня в Вильнюсе открылось 18 ноября.
То есть именно в декабре прибалтийская республика должна была почувствовать, что против нее работают неформальные санкции Китая.
К подсчету дальнейших убытков подключился Центробанк Литвы. Согласно его оценкам, экономическое давление Поднебесной может обернуться для страны снижением роста ВВП до 0,5% в 2022-м и до 1,3% в 2023-м году.
Некоторые отрасли народного хозяйства пострадают особенно сильно. Так, например, примерно 30% произведенных в Литве лазеров уходят на экспорт в Китай, а без малого 70% импортных аминосоединений приходят из Китая.
Соучредитель компании по производству лазеров Brolis Group Кристийонас Визбарас открыто говорит, что его бизнес принесли в жертву «ценностно ориентированной» внешней политике Литвы.
«Ситуация наконец-то прояснилась. Министр иностранных дел [Габриэлюс Ландсбергис] довольно прямо сказал, что ситуация с Китаем и Европейским союзом не изменится. (…) В автомобильном или лазерном секторах мы не можем игнорировать тот факт, что Китай доминирует в глобальных цепочках поставок. Это не наш выбор. Так оно и есть. Если мы не можем продавать нашу продукцию, наши компоненты, то мы не можем вести бизнес в этом географическом месте», — предупреждает Визбарас.
Вопрос о компенсациях со стороны государства и Евросоюза он считает неактуальным. Бизнесу нужны не финансовые «подачки», а возможность свободной торговли и устойчивого развития.
Если ситуация не изменится, технологические компании Литвы будут искать возможность расширяться в других странах. Brolis Group уже планирует инвестировать 50 миллионов евро в строительство новых заводов за пределами прибалтийской республики.
Аналогичные планы озвучил гендиректор крупнейшего литовского производителя торфяных субстратов Klasmann Deilmann Казимерас Каминскас: «Для нашего предприятия из Литвы продажи в Китае составляют около 15% от всего объема. Мы точно не хотим от этого отказываться, так что придется вывезти эту часть продукции в другие страны ЕС… В Литве мы запланировали определенное развитие, но теперь планируем делать это в Латвии».
«Мы ищем места, куда можно переместить часть производства. Что будет, то будет, но мы точно хотим работать в стране Евросоюза, поскольку Литва единственная из 27 европейских стран больше не имеет глобального рынка… Деньги у нас есть, но основная поддержка — это глобальный рынок, который мы потеряли», — заявил глава фабрики нетканых материалов Станисловас Грушас.
В общем, государственная помощь в обмен на потерю китайского рынка бизнесменов не привлекает. Тем временем министр экономики и инноваций Литвы Аушрине Армонайте проводит конференцию под названием «Дефицит рабочей силы — назревающий вызов экономике Литвы. Что мы делаем, чтобы талантов было больше». Звучит как издевательство над компаниями, которые оказались жертвами неофициальных санкций Китая.
Пока что правительство Ингриды Шимоните делает все возможное, чтобы «талантов было больше» исключительно за пределами Литвы.
ЕС решать проблемы Вильнюса не намерен. Габриэлюс Ландсбергис, вероятно, уже устал стучать в закрытую дверь и твердить о необходимости ответить Китаю всей Европой.
Газета Financial Times со ссылкой на свои источники сообщает, что даже официальные представители США советуют Литве переименовать представительство Тайваня. И Белый дом, и МИД прибалтийской республики эту информацию опровергают, но дыма без огня не бывает.
Пессимизм бизнесменов, безучастность США и ЕС, давление со стороны оппозиции и непопулярность антикитайского курса у населения все же заставили действующую власть Литвы задуматься о примирении с Пекином.
По инициативе президента глава МИД уже разработал некий конкретный план.
«Нам нужно сосредоточиться не только на работе с нашими партнерами, нашими союзниками, но и реализовать план деэскалации, о котором я попросил уважаемого министра иностранных дел Габриэлюса Ландсбергиса; он был мне представлен, и я надеюсь, что мы сможем реализовать этот план в будущем», — заявил Науседа.
В чем же заключается этот план? Конкретные детали не разглашаются, но Ландсбергис слегка приоткрыл завесу тайны: «Просто есть определенные направления, дискуссии, о которых можно говорить с нашими коллегами, скажем, в Пекине. Мы и сами напрямую передали некоторые соображения через европейские институты, но, как я сказал на встрече, деэскалация во многом зависит от тех, кто пошел на эскалацию ситуации».
В переводе с языка дипломатии это означает, что министр иностранных дел Литвы предлагает просто наладить диалог с Китаем, найти какую-то новую площадку для коммуникации. К примеру, провести межгосударственный саммит: Ландсбергис считает это хорошей идеей.
Но контакты с Пекином нужны исключительно для того, чтобы пригрозить ему правовыми последствиями за нарушение норм Всемирной торговой организации (ВТО).
Прямо сейчас МИД Литвы собирает доказательную базу, с которой можно идти в суд. В представлении Ландсбергиса это и есть «деэскалация».
«Китай неизменно держит широко открытой дверь для контактов с Литвой, и если Литва действительно хочет изменить текущую ситуацию к лучшему, ей следует продемонстрировать КНР искренность своих намерений и принять практические меры», — заявил официальный представитель МИД Китая Чжао Лицзянь.
Намек более чем прозрачный: переименуйте офис Тайваня! Тогда с вами сядут за стол переговоров. Но Ландсбергис упорно будет игнорировать этот вариант.
А потом уйдет в отставку, оскорбленный тем, что Литве осточертела его твердолобость.
Китай вынудит это сделать, как он уже вынудил Ландсбергиса-младшего искать пути нормализации отношений. Рано или поздно это должно будет произойти.