Спасти Майю Санду: Запад готовит переформатирование политической системы Молдовы
Илья Киселев
Итоги ушедшего 2021 года оказались крайне неутешительны для Республики Молдова как в плане развития страны, ее политической системы и экономики, так и в плане ближайших перспектив. Это связано с вступлением в конце 2020 года на пост главы государства экс-председателя проевропейской партии PAS Майи Санду и победы этой партии на внеочередных парламентских выборах в июле 2021 года, что позволило сконцентрировать в руках одной партии все высшие посты в государстве. При этом нет никаких оснований полагать, что наступивший 2022 год будет для Молдовы годом позитивных перемен. Все станет только хуже.
Кризис прозападной власти
В 2022 год Молдова вступает в роли государства, которое находится на «разломе» между двумя крупнейшими геополитическими блоками — Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом. При этом, несмотря на внешне декоративный статус независимого государства, Молдова не является субъектом политики как внешней, так и внутренней, поскольку любые мало-мальски важные решения принимаются властью страны в соответствии с интересами внешних сил — США и ЕС.
В нынешней ситуации Республика Молдова — объект политических интересов, которые осуществляются и реализуются посредством управления ключевыми фигурами — «главой государства» Майей Санду, парламентом, где создано большинство партии PAS, и правительством, сформированным этой партией.
Поэтому все прогнозы по развитию и процессам, которые будут проходить в стране в начавшемся году, необходимо выстраивать исходя из интересов Запада и возможных глобальных событий в мировой политике. Эти прогнозы можно условно разделить на несколько направлений, которые тесно переплетаются и дополняют друг друга.
Начало 2022 года совпало с кардинальным моментом в отношениях между Западом и Востоком: справедливые и адекватные требования со стороны России по твердым гарантиям о прекращении продвижения структур НАТО к российским границам затрагивают непосредственно Республику Молдова, которая как бы и не собирается в силу закрепленного в Конституции нейтрального статуса вступать в этот военный блок, но тем не менее расширяет сотрудничество с ним по целому ряду направлений и постепенно переводит свою армию на стандарты НАТО.
Эти нововведения возможны только при одном условии: при нахождении во власти строго прозападного правительства, которое будет послушно выполнять все директивы и указания, поступающие из Вашингтона и Брюсселя через аккредитованных в Кишиневе западных дипломатов и представителей западных фондов, осуществляющих финансирование прозападной политической элиты.
При этом, учитывая все еще тесную взаимосвязь экономики Молдовы с Россией, особенно в энергетическом секторе, это правительство должно балансировать на тонкой грани, которая отделяет антироссийскую политику от полного разрыва отношений между двумя странами.
Нынешняя линия партии власти PAS полностью отвечает этим условиям. Однако бездарное (другое слово подобрать сложно) правление представителей этой партии привело к резкому падению рейтингов как самой Майи Санду, так и политической партии, которую она возглавляла до избрания на пост президента страны. Есть все основания полагать, что свой положенный законом срок в 4 года эта партия у власти не продержится.
Собственно, это и не планировалось.
Переформатирование политической системы
Идеальным вариантом для Запада стало бы создание в Молдове двухпартийной системы с постоянным нахождением прозападной партии во власти и с условной оппозицией, которая при этом создавала бы еще и видимость пророссийского вектора.
Если проанализировать ряд действий нынешней власти Молдовы, то напрашивается достаточно очевидный вывод о том, что в стране происходит зачистка политического поля. Причем эти процессы происходят не только на левом политическом фланге, но и на правом — проевропейском.
Целый ряд ранее активно выступавших на политической сцене правых партий объявил об отставках своих политических лидеров. На смену им приходят другие, невзрачные фигуры, которые обеспечат этим политическим формированиям тихое и спокойное существование. Они никоим образом не помешают тем политическим игрокам, на которые будет сделана основная ставка западных кураторов.
В то же время предпринимается открытая атака на те партии левого фланга, которые проводят курс на реальную независимость Молдовы.
Наиболее ярким примером может служить вызов в прокуратуру накануне Нового года лидера Партии социалистов Игоря Додона для допроса по делу компании Energocom. По данным следствия, будучи министром экономики и торговли, он издал заключение, на основании которого в мае 2008 года был подписан договор на закупку электроэнергии.
На данный момент экс-президент Игорь Додон получил статус подозреваемого по делу Energocom. При этом необходимо отметить, что именно компания Energocom использовалась правительством PAS для поиска «альтернативных источников» газа в период газового кризиса и именно этой компании выделялись государственные средства для разовых закупок российского газа в Польше. Очевидно, что данное «расследование» призвано нейтрализовать Партию социалистов как политическую силу и по возможности нанести ей сильный удар.
Еще более ярким примером переформатирования политического поля служат выборы в Бельцах, где со второго тура выборов был снят кандидат партии «Шор», который набрал 48% в первом туре. В итоге при явке менее 10% во втором туре победил кандидат, полностью устраивающий партию власти.
Не менее ярким свидетельством «зачистки» является и давление центральной власти на мэра Кишинева Иона Чебана, который является лидером рейтинга политиков в Молдове, опережая в том числе и Майю Санду.
Если делать прогнозы о том, кого же видят западные кураторы в качестве представителей этой двухпартийной системы после зачистки, то следует присмотреться к двум политформированиям, чьи результаты на последних парламентских выборах не превысили 1%, но которые тем не менее дают веские основания предположить, что ставка Запада будет сделана именно на них.
После того как партия PAS своими бездарными действиями окончательно дискредитирует себя, на политическую сцену в качестве главной прозападной политической силы может выйти «Партия перемен» Штефана Глигора, которая уже сейчас активно критикует действия партии власти. Однако это не должно вводить в заблуждение — достаточно вспомнить, что в 2019 году, в бытность Майи Санду премьер-министром, именно Штефан Глигор был тем кандидатом, которого она активно продвигала на пост генерального прокурора. Кроме Глигора, в руководство этой партии входят многие, близкие к PAS люди, что, впрочем, неудивительно: все они также начинали свою политическую карьеру в прозападных НПО.
В качестве другой составной части планируемой политической системы Молдовы на роль условной оппозиции как нельзя лучше подходит другая политическая сила — партия «Гражданский конгресс». Эта партия создана экс-советником президента Владимира Воронина Марком Ткачуком и позиционирует себя как «партия коллективного руководства», которая дистанцируется от геополитических пристрастий.
Учитывая то, что все перипетии внутренней политики Молдовы так или иначе «завязаны» на геополитику, подобный подход представляется или наивностью, или желанием, мягко говоря, представить себя не теми, кем партия является в действительности.
К тому же при оценке «Гражданского конгресса» необходимо учитывать, что финансирование этой партии осуществлял немецкий Фонд Фридриха Эберта, а сейчас, по отдельным сведениям, финансирование проходит через НПО, близкие к одному из бывших членов правительства PAS.
Ну и для полной характеристики этой партии достаточно вспомнить, как один из ее лидеров в телевизионном эфире выразил благодарность Республиканской и Демократической партиям США за проведенные с активистами «Гражданского конгресса» тренинги.
При этом ряд нынешних лидеров «Гражданского конгресса» имеет постоянные контакты в России с общественными деятелями, журналистами и политологами. Благодаря этому «Гражданский конгресс» почти идеально вписывается в канву молдавской политики для имитации оппозиционного пророссийского вектора.
Приднестровский вопрос
Приднестровский вопрос является одним из ключевых в молдавской политике — как во внутреннем сегменте, так и во внешнем. Это обусловлено присутствием миротворческого контингента российской армии, который, по договору, будет находиться в регионе до полного политического урегулирования и оперативной группы российских войск (ОГРВ), осуществляющей охрану складов боеприпасов, оставшихся после распада СССР.
Требования о выводе российских войск с левого берега Днестра звучат регулярно, и не только из Кишинева, но также из Брюсселя и Вашингтона.
На сегодняшний день ситуация в регионе стабильна, но не прогрессирует. Проевропейская власть Молдовы выбрала тактику игнорирования администрации Тирасполя и не желает вести какие-либо переговоры. Пост вице-премьера по реинтеграции, отвечающего за это направление, остается вакантным после отставки Владислава Кульминского.
На последней неделе минувшего года переизбранный президент непризнанной Приднестровской Молдавской республики Вадим Красносельский сообщил, что направил Санду письмо с предложением встретиться для обсуждения урегулирования всех существующих проблем. Однако президент Молдовы заявила, что письма не получала, и что решением проблем, с которыми сталкиваются жители левобережья Днестра, занимается Бюро реинтеграции, в исключительных случаях — правительство.
Санду еще раз подчеркнула, что Молдова не признает выборы главы приднестровского региона и считает их незаконными и неконституционными.
По мнению Игоря Шорникова, директора Института социально-политических исследований и регионального развития в Тирасполе, «скорее всего, с 1 января будут новые санкции, связанные с ужесточением блокадных мер вокруг Приднестровья. Тирасполь в этой связи собирается показать мировому сообществу, что он открыт для диалога с нынешней властью РМ, что настроен не на конфронтацию, а на возобновление полноценного переговорного процесса, причем на таких позициях — и в этом сенсационность письма, — которые много лет продавливали посредники в переговорах».
Эскалацию напряженности вокруг Приднестровья следует поставить рядом с аналогичными действиями властей Украины в Донбассе, призванными оказать давление на Россию в момент решающих переговоров по гарантиям последующего мироустройства.
Наряду с Донбассом открытие нового фронта в Приднестровье может стать еще одним детонатором полномасштабного вооруженного конфликта на границах Российской Федерации.
И эта ситуация будет сохраняться до тех пор, пока в Молдове не появится правительство, которое в своей деятельности будет руководствоваться интересами страны, а не командами западных посольств.