Очень ситуативный союзник: политика Турции обеспечивает российские интересы в Молдове
Илья Киселев
Минувший 2021 год продолжил тренд на увеличение присутствия Турции в ближнем зарубежье России. Наиболее явственно тенденция проявилась на Украине, куда была поставлена турецкая военная техника. Куда менее заметно увеличение турецкого влияния в Молдове: оно в этом случае направлено не против России, а против Румынии, с который Турция борется за звание лидирующей страны НАТО в Причерноморье. Аналитический портал RuBaltic.Ru изучил проекты турецкой «мягкой силы» на берегах Днестра и пришел к выводу, что, несмотря на исторически обусловленное соперничество, интересы Турции и России в Молдове совпадают, поскольку состоят в ослаблении позиций Запада и Румынии в республике.
История междуречья Днестра и Прута, на территории которого расположена Республика Молдова, неразрывно связана с противостоянием двух сильнейших причерноморских государств — России и Турции. Эта территория длительное время находилась под турецким владычеством, на ней проходили битвы и сражения, в ходе которых молдавская и российская армии противостояли турецкой, и наконец после победы Кутузова в битве при Рущуке в 1812 году она стала частью Российской империи.
Этот исторический период оказал значительное влияние на формирование многонационального состава населения современной Молдовы.
Одна из самых многочисленных этнических групп из числа проживающих сегодня в стране, гагаузы, принадлежит к тюркской группе.
Их язык практически не отличается от турецкого, хотя гагаузы являются православными христианами. Однако этническое родство обуславливает внимание, которое проявляет Турция к автономному образованию Гагауз Ери на юге Молдовы.
После распада СССР в Турции возникла потребность в организации, способной проводить и координировать операции, которые будут проводиться для продвижения приоритетов внешней политики, что привело к созданию Турецкого агентства сотрудничества и координации (TİKA) в 1992 году.
Несмотря на то, что основные усилия этой организации были направлены на среднеазиатский регион бывшего СССР, после образования в 1994 году Гагаузской автономии возникли все предпосылки для широкого сотрудничества TİKA и руководства Гагауз Ери.
Однако полноценное и полномасштабное сотрудничество между автономией и Турцией началось гораздо позже.
К наиболее крупным и известным проектам следует отнести строительство нового корпуса районной больницы в Комрате, где разместился также Департамент скорой медицинской помощи. Строительство полностью профинансировано правительством Турции. Здание было оснащено оборудованием и мебелью также на средства, предоставленные TIKA.
Среди других социальных объектов Гагаузии можно отметить капитально отремонтированный Дом культуры в селе Чишмикиой, для которого также были приобретены кресла для зрителей и офисная мебель. Также в Гагаузии внедряется несколько социальных проектов по развитию инфраструктуры, поддерживаемых властями Турции. До настоящего времени при поддержке TIKA в Гагаузской автономии были построены детский сад, Центр творчества в Комрате, Дом престарелых в Чадыр-Лунге и другие объекты.
Еще одним важным объектом, строящимся при участии Турции, стал стадион в административном центре Гагаузии Комрате. После сдачи в эксплуатацию он станет одним из лучших спортивных объектов в стране. Строящийся стадион сможет принять 5 000 зрителей. Все внутренние помещения под трибунами также будут рационально использованы: в них разместятся душевые и раздевалки, кабинеты для администрации, складские помещения и залы для спортивных игр. На периферии будут организованы парковочные места и тренировочные площадки на свежем воздухе.
Однако самым известным и самым знаковым проектом, осуществленным агентством TIKA в Молдове, является ремонт здания администрации президента Молдовы, которое было разгромлено в ходе уличных беспорядков 7 июля 2009 года и несколько лет пребывало в жалком состоянии по банальной причине отсутствия средств на его восстановление.
Только после вступления в должность президента Молдовы Игоря Додона в 2016 году начали принимать меры по восстановлению здания. 19 января 2018 года в пресс-релизе посольства Турции в Молдове объявили, что все необходимые работы в здании администрации президента будет выполнять строительная компания Sonbay из Турции.
«Соответствующие работы осуществляются через Турецкое агентство сотрудничества и координации (TIKA)», — сообщили в администрации президента Молдовы в ответ на запрос представителей прессы об источниках финансирования работ по восстановлению здания. По этой же причине никакой официальной информации о расходах на ремонт здания не было опубликовано.
«Просьба Игоря Додона была одобрена президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом в июле 2017 года, а 22–23 декабря Турецкое агентство по координации и сотрудничеству провело в соответствии с законодательством Республики Турция аукцион, в котором приняли участие три турецкие компании. Аукцион выиграла расположенная в Анкаре компания Sonbay, предложившая самую низкую цену.
О решении Турецкого государства отремонтировать здание президентуры Республики Молдова было сообщено властям в Кишиневе и в частности правительству ; все процедуры осуществлены прозрачно», — уточняется в декларации, переданной посольством Турции, в которой также указано, что, как и в случае проектов по развитию, ранее проводимых в Молдове, Турция не предоставит финансирование властям в Кишиневе, но проект будет полностью реализован через TIKA. Как сообщило посольство, «ремонт здания администрации президента представляет собой дар молдавскому народу от народа Турции».
Помощь такого масштаба со стороны Турции, которая оценивается в общей сложности на сумму более 100 миллионов долларов, является свидетельством и демонстрацией того, что официальная Анкара заинтересована в укреплении своих позиций в Молдове.
Со своей стороны Турция также заинтересована в усилении влияния в Причерноморском регионе, и в этом ее конкурентом является не только Россия, но и Румыния, которая готова перехватить у Турции статус форпоста НАТО на Черном море.
Учитывая, что в последние годы заметно охладились отношения Анкары как с Евросоюзом (который упорно отказывается принять Турцию в свой состав), так и с НАТО (после приобретения российских комплексов С-400), Румыния предприняла в этом направлении целый ряд шагов. В первую очередь это выразилось в расширении присутствия войск США и НАТО на территории Румынии и в модернизации ее военно-морских сил.
С другой стороны, Турция всячески поддерживает Гагаузскую автономию, которая является своеобразным «якорем» для молдавской государственности, ограничивая попытки присоединить Молдову к Румынии.
Собственно, именно это и хотел продемонстрировать президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган своим визитом в Молдову, который произошел в октябре 2018 года. Визит состоялся по приглашению занимавшего на тот момент пост президента Молдовы Игоря Додона и был приурочен к открытию отремонтированного турецкой компанией здания администрации президента. Естественно, в ходе визита Эрдоган посетил Гагаузскую автономию и ознакомился с результатами работы турецких инвесторов и осуществленными за счет спонсорской помощи Турции проектами.
Визит Эрдогана в Молдову случился буквально через несколько дней после того, как из Молдовы были депортированы семь граждан Турции, работавших преподавателями в сети турецких лицеев «Оризонт». Это было сделано по просьбе властей Турции, которые обвинили своих граждан в причастности к организации Феткуллаха Гюлена — личного врага Реджепа Эрдогана. При этом депортированные граждане Турции обратились к молдавским властям с просьбой об убежище, мотивируя это тем, что в Турции им грозит тюремное заключение.
Таким образом, депортация учителей стала своеобразным показателем лояльности Молдовы к просьбам Эрдогана.
Необходимо отметить, что акция с высылкой турецких учителей стала поводом для прозападных партий PAS и Platforma DA подвергнуть власти Молдовы резкой критике. Между тем, хотя депортация и прошла с нарушением некоторых формальностей, но в целом она вовсе не носила характер беззакония, который пытались придать ей представители на тот момент прозападной оппозиции.
Скорее эту критику можно назвать попыткой лишний раз атаковать Эрдогана со стороны Запада и заявить о себе прозападным силам внутри Молдовы.
Учитывая, что с приходом Майи Санду на пост президента и партии PAS к власти отношения Молдовы и Турции переживают далеко не лучший период, можно сделать вывод, что активность Турции в Молдове не вызывает у власти особого энтузиазма, и линия, которую эта партия проводила ранее в отношении Турции, не претерпела изменений.
Это естественно, если учитывать, что генеральная линия PAS направлена прежде всего на усиление влияния в Молдове Румынии и США.
Что касается роли России в регионе, то в существующей политической ситуации в Молдове ее влияние реализуется прежде всего через влияние посредством энергетических факторов и в первую очередь через поставки основного вида топлива — природного газа. Это, собственно, подтверждает и недавно заключенное с Молдовой соглашение о продлении контракта на поставку голубого топлива.
Отдельные гуманитарные акции с российской стороны носят эпизодический характер. Так, например, Россия передавала в дар Гагаузии и столичной мэрии машины «скорой помощи» и технику для городского хозяйства и осуществляла ряд других гуманитарных акций. Но говорить о том, что Россия открыто поддерживает какие-то политические силы в Молдове и является активным внешним игроком в регионе, вряд ли возможно.
Тем не менее присутствие России здесь ощущается достаточно сильно.
Более того, можно смело утверждать, что в Молдове продолжается пусть не борьба, но, во всяком случае, давнее соперничество России и Турции.
Это соперничество идет не на военном, но уж точно на политико-экономическом уровне. И хотя по большому счету Молдова — это всего лишь маленький эпизод в соперничестве России и Турции за влияние в Причерноморском регионе, однако развитие событий в этой стране может быть достаточно интересным и поучительным.