Молдова предпочитает антироссийские проекты выгодам от участия в ЕАЭС
Евгений Коренев
Президент России Владимир Путин заявил, что Молдова могла бы гораздо быстрее и эффективнее решать свои газовые вопросы за счет участия в работе Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Однако прозападная власть Молдовы во главе с президентом Майей Санду предпочитает активность в совершенно иных проектах, зачастую с антироссийским подтекстом. При том что выгоды от сближения с ЕАЭС для республики несопоставимо более очевидны, чем от участия в «Восточном партнерстве» ЕС.
Сближение с ЕАЭС при наличии определенных условий гипотетически выглядит вполне реалистичным и жизнеспособным, учитывая тот факт, что в 2018 году Молдова получила статус страны-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе. Кроме того, у Республики Молдова есть сформировавшиеся торгово-экономические связи со всеми государствами — членами ЕАЭС.
Так, например, Россия по итогам 2020 года занимает3 место среди партнеров Молдовы по экспорту (8,78%, 216 миллионов долларов), а Беларусь — 9 место (2,67%, 65 миллионов долларов).
РФ также находится на 3 месте в списке молдавских партнеров по импорту (11,1%, 603 миллиона долларов), а Беларусь на 10 позиции (2,1%, 113 миллионов долларов). Конечно, показатели Армении, Казахстана и Киргизии выглядят скромнее, но в последнее время резко интенсифицировалась торговля
Значительный объем сельскохозяйственной продукции Молдовы идет на экспорт в Россию, что крайне важно, учитывая тот факт, что агропромышленный сектор сам по себе является одной из системообразующих отраслей молдавской экономики. Стоит также отметить, что денежные переводы, осуществляемые мигрантами-молдаванами из РФ на родину, стабильно входят в тройку крупнейших по объемам.
Однако необходимо понимать, что все обозначенные факторы, которые могли бы способствовать сближению Молдовы
Например, в настоящий момент Республика Молдова фактически никак не использует свой статус страны-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе, зато активно реализует программы в рамках подписанного с ЕС Соглашения об ассоциации, а также стремится к тому, чтобы наладить взаимодействие с партнерами по таким антироссийским проектам, как «Инициатива трех морей» и «Ассоциированное трио».
Безусловно, Кишиневу будет крайне сложно совместить участие в столь разных интеграционных форматах.
Помимо этого, видно, что и сам статус страны-наблюдателя при ЕАЭС молдавские власти в одностороннем порядке де-факто аннулировали. 14 октября 2021 года руководство Молдовы по инициативе министра иностранных дел и европейской интеграции Николая Попеску решило отозвать своего представителя в Евразийской экономической комиссии Оксану Гречаный. Саму должность министр предложил ликвидировать, поскольку, по его словам
Еще дальше пошла президент Республики Молдова Майя Санду, которая в своем интервью Владимиру Соловьеву для издания «Коммерсантъ», опубликованном 1 ноября 2021 года, в очередной раз заявила о том, что Молдова не может обладать статусом наблюдателя при ЕАЭС, поскольку процедура оформления этого статуса была осуществлена с нарушением молдавского законодательства.
Есть и другие трудности, наличие которых на сегодняшний день фактически ставит крест на перспективах евразийского пути Кишинева. Очевидно, что в нынешних реалиях конструктивный диалог между Россией и Молдовой является залогом развития сотрудничества между Республикой Молдова и ЕАЭС.
До того момента, пока не наступит реальная нормализация российско-молдавских отношений, прежде всего в политической и экономической сферах, нельзя будет говорить о подключении Кишинева к процессам евразийской интеграции хотя бы в ограниченном масштабе.
К сожалению, пока никакого прорыва в этих отношениях не наблюдается даже после визита в Кишинев 11 августа 2021 года заместителя главы администрации президента РФ Дмитрия Козака, в ходе которого он встретился с представителями руководства Республики Молдова, в том числе и с президентом страны Майей Санду.
На эту встречу многие эксперты возлагали большие надежды, учитывая в определенной степени примирительную риторику молдавских властей в отношении Москвы, неожиданно звучавшую на протяжении нескольких месяцев до этого. В ходе переговоров стороны обсудили приднестровскую проблему, газовый вопрос, а также перспективы беспошлинной торговли, снятие ограничений на поставки отдельных групп товаров, в первую очередь молдавской сельскохозяйственной продукции. Конкретных прорывных договоренностей ни на одном направлении достигнуть фактически не удалось.
Более того, как известно, уже 1 сентября 2021 года Украиной стали предприниматься попытки организации частичной транспортной блокады Приднестровья при полном попустительстве руководства Молдовы, хотя Майя Санду лично обещала Дмитрию Козаку, что не допустит этого.
Фактически самоустранилась молдавская власть и от решения еще одного крайне важного для страны вопроса — обсуждения газового контракта с компанией «Газпром». Такая позиция вполне предсказуемо привела к торможению переговорного процесса, а затем и к энергетическому кризису, в результате руководство страны было вынуждено вводить режим чрезвычайного положения.
Попытки заигрывания Молдовы с западными партнерами ни к чему особо не привели. Объемы газа, которые страна могла бы получить от них, явно недостаточны для предотвращения коллапса национального энергетического сектора. Только подписание полноценного контракта с «Газпромом» могло бы реально спасти ситуацию.
Сохранившиеся даже после заключения газовой сделки 30 октября 2021 года трудности в диалоге Молдовы и России по вопросам энергетики, безусловно, могли бы быть легко преодолены, если бы Кишинев был интегрирован в евразийские экономические структуры.
Однако в настоящий момент не просматривается реальных предпосылок к формированию полноценного сотрудничества Молдовы с ЕАЭС. Усиление взаимодействия Кишинева в ближайшей перспективе возможно лишь с отдельными государствами Союза, да и то в основном по ограниченному кругу вопросов.
Конечно, для стран ЕАЭС Молдова в силу масштаба ее экономики не выглядит приоритетным партнером, хотя у них есть определенные возможности по наращиванию своего присутствия на молдавском рынке и по реализации некоторых проектов, что позволит им получить дополнительную прибыль.
А вот для Кишинева развитие сотрудничества с партнерами из евразийского интеграционного объединения может оказаться весьма важным фактором экономического развития за счет поступления в бюджет больших средств от расширения торговли.
Молдова могла бы добиться поставок сельхозпродукции на рынки ЕАЭС на выгодных условиях, а также получать энергоресурсы со скидкой. Кроме того, возможно было урегулировать вопрос о статусе молдавских мигрантов, в первую очередь в России.
Безусловно, развитие сотрудничества со странами ЕАЭС могло бы обеспечить Молдове приток новых инвестиций и технологий в различные сектора экономики, прежде всего в инфраструктуру. К примеру, это позволило бы модернизировать энергетическую сферу и железнодорожный транспорт Молдовы, который находится в плачевном состоянии.
Однако очевидно, что нынешнее прозападное руководство страны, несмотря на все заявления Майи Санду, реально не заинтересовано в развитии масштабных торгово-экономических отношений с Россией и ЕАЭС, а ориентировано на сотрудничество с ЕС и другими партнерами.
В связи с этим европейский курс для Кишинева по-прежнему останется магистральным направлением во внешней политике. Для его реализации Молдова будет не только активно участвовать в различных проектах Брюсселя, таких как «Восточное партнерство», но и работать в других, по сути антироссийских форматах («Инициатива трех морей» и «Ассоциированное трио»).
Так что о щедрых подарках от Москвы Кишиневу, который не настроен на реальное участие в евразийской интеграции, можно забыть.