Политика Политика

Удар по Калининграду: Литва подошла к роковой черте в отношениях с Россией

Внешняя политика Литвы снова создает угрозы для Калининградской области. Такой угрозой является планируемый запрет на транзит через Литву товаров белорусского происхождения. Литовские деятели вносят подобные инициативы в собственных политических целях, не задумываясь о том, что играют с огнем. Безопасность Калининграда — это та роковая черта, после пересечения которой судьбу Литвы будут решать другие страны, не заинтересованные в том, чтобы деревенские дурачки из Восточной Европы спровоцировали войну между Россией и НАТО.

Литовские политики сегодня любят повторять, преимущественно по поводу Украины, что Россия не имеет права влиять на суверенный выбор своих соседей, вступать им в НАТО и Европейский союз или нет. Между тем на вступление самой Литвы в Европейский союз Россия оказала самое непосредственное влияние, и литовские политики тогда предпочитали «не возникать», понимая, что до принятия в Евросоюз им лучше держать язык за зубами.

Ключевым условием членства Литвы в ЕС стало обеспечение полной и всесторонней безопасности Калининградской области — прибалтийского эксклава России.

Географическая оторванность Калининградской области от остальной России в условиях интеграции Литвы в Евросоюз и НАТО создавала в Европе ситуацию, аналогичную той, что стала поводом ко Второй мировой войне. На Западе не могли не увидеть параллелей между «данцигским коридором» и калининградским транзитом, тем более что речь идет практически об одних и тех же местах.

Воспроизводить в XXI веке один из главных геополитических конфликтов межвоенной Европы современная Европа не захотела.

И Литве ради принятия в ЕС пришлось подчиниться и сесть за стол переговоров с Брюсселем и Москвой, договариваться об условиях ее европейской интеграции.

То есть соглашаться на тот самый трехсторонний формат, против которого Литва с таким искренним негодованием выступала, когда шла речь об ассоциации Украины с ЕС.

Трехсторонние переговоры России, Литвы и Евросоюза завершились соглашением об УПД ЖД — упрощенном порядке движения по железной дороге. По сути, речь идет об упрощенном варианте шенгенской транзитной визы, которую Литва обязалась выдавать жителям Калининградской области для поездок в «большую Россию» за сутки после запроса от РЖД.

Дальнейшая история калининградского транзита — это череда подкопов Литвы под заключенные соглашения, многочисленные изъятия из общих правил и намеки на то, что Вильнюс при желании может и перекрыть Калининградской области «кислород».

Во-первых, Литва сразу интерпретировала свою обязанность выдавать транзитные визы как право. Мол, виза все же литовская, поэтому кому хотим — выдаем, кому не хотим — отказываем. Случаи отказов множились год от года, и ко времени, когда Вильнюс начал активнее всех в Европе лоббировать санкции Евросоюза против РФ, счет им пошел на тысячи. Целые профессиональные группы — военные, нефтяники — сегодня не могут ездить по железной дороге из России в Россию.

Во-вторых, из Вильнюса начали «вбрасывать» пробные шары о том, что Литва может и отказаться от своих международных обязательств, если Россия не выполняет свои. Характерно, что начались такие заходы еще до «аннексии Крыма» и всех прочих событий, связанных с Украиной.

В-третьих, калининградский транзит стал козырной картой в торге Литвы с Брюсселем. Ровно два года назад литовские чиновники уже тонко намекнули, что в случае урезания европейских дотаций Литва не будет оформлять транзитные визы калининградцам за свои деньги.

В-четвертых, в грузовых перевозках Литва использует все возможные инструменты, чтобы отнять как можно больше транзитных грузов у Калининграда и перенаправить их на Клайпеду.

В-пятых, интересы Калининградской области в политике Литвы принципиально игнорируются. Классические примеры — закрытие Игналинской АЭС и выход из энергокольца БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва): и то, и другое действие Вильнюса создавало угрозу энергоснабжению российского региона, и не займись Россия системно энергетической безопасностью своего эксклава, Калининграду пришлось бы туго.

В-шестых, даже в своих внутренних играх литовские политики рикошетом бьют по Калининградской области, создавая угрозу безопасности самому западному региону России.

Именно так нужно интерпретировать инициативу депутатов литовского Сейма запретить транзит по территории Литвы всех товаров белорусского происхождения, чтобы как-то компенсировать «накладку» с продлением транзита белорусских калийных удобрений через Литву.

Инициаторов в этом вопросе не интересует Калининградская область. Их не интересует даже Беларусь, с «диктаторским режимом» в которой они якобы борются.

Их интересует то, что «Литовская железная дорога» и белорусская инфраструктура в Клайпедском порту окормляют конкурентов правящей партии консерваторов — социал-демократов и Литовский союз крестьян и «зеленых». Чтобы выбить из-под соперников на выборах материальную базу, и был затеян сыр-бор с санкциями против «Беларуськалия».

Попутно демонстрируется раболепная преданность США и попутно же вбрасывается мысль о том, что безопасность Калининградской области зависит от доброй воли Литвы. В данном случае речь о продовольственной безопасности, потому что основной импорт, который идет в Калининград из Беларуси, это стройматериалы и продукты питания.

В Вильнюсе не принимают в расчет, что безопасность Калининграда — это та роковая черта, после пересечения которой судьбу Литвы будут решать другие страны, не заинтересованные в том, чтобы деревенские дурачки из Восточной Европы спровоцировали войну между Россией и НАТО.

Европа согласилась сесть за стол переговоров с Москвой, договариваться об условиях членства Литвы в ЕС, в начале 2000-х годов, когда многие в самой России были уверены, что крупнейшая страна мира вот-вот развалится. Сегодняшняя Россия — сверхдержава с гиперзвуковым оружием, которая на примере многократно упомянутой выше Украины доказала, что действовать наперекор ее интересам — себе дороже.

Станет ли ЕС «рвать жилы» за Литву, если та нарвется-таки на геополитический конфликт с Россией из-за Калининграда, — неактуальный вопрос. Ответ на него был дан год назад в Беларуси, когда в результате комсомольского задора «младоевропейцев» — Польши и Литвы — главные страны Запада звонили в Кремль Путину и повторяли, что не нужно им «второй Украины». При том что Беларусь — не Россия, и звонить российскому президенту по поводу ее внутриполитической ситуации было вообще-то большой дипломатической грубостью.

Здесь же речь идет о непосредственно российской территории, по которой у Брюсселя с Москвой в свое время были заключены стратегические договоренности.

Как отреагирует ЕС, вздумай Вильнюс эти договоренности сорвать и устроить на пустом месте военно-политический конфликт в центре Европы? Сдается, на литовских сумасшедших наденут геополитическую смирительную рубашку и включат им дипломатический душ Шарко.

Схожая реакция будет и у Вашингтона, который сейчас стремится закончить свои дела на Украине и сворачивает инфраструктуру американского присутствия в Европе, чтобы сконцентрировать все ресурсы на борьбе с Китаем. Если в Вильнюсе думают, что США будут вынуждены впрягаться в новый конфликт с Россией ради поддержки литовских союзников, то реальность окажется для них очень жестокой.

Литва попадет на стол переговоров президентов России и США, которые станут решать, быть этой стране или не быть, так же, как сейчас решают по Украине.

И в интересах США будет отказаться от страны, которая путается под ногами и своим поведением создает американцам проблемы.


Статья доступна на других языках:
Читайте также
27 декабря 2021
Евросоюз обратился во Всемирную торговую организацию (ВТО) с требованием взыскать с России почти 300 миллиардов евро за политику импортозамещения. Тем самым не «кремлевская пропаганда», а сами европейцы подтвердили: российский ответ на их санкции нанес тяжелый удар по экономике ЕС.
22 декабря 2021
В коридорах институтов Евросоюза Литву в шутку называют опасной для инвестиций страной. На публике европейцы поддерживает Литву, а в кулуарах подшучивают над ее недальновидной внешней политикой.
26 декабря 2021
На границе Литвы и Калининградской области зафиксирован резкий рост количества грузовиков, ожидающих пропуска с литовской стороны. В частности, на въезд в Россию в автомобильном пункте пропуска Чернышевское — Кибартай стоят более 100 фур.
26 декабря 2021
Евросоюз хочет хороших отношений с Россией, но настаивает на том, что они зависят от ситуации с Украиной.