Уходящий год в Беларуси стал закономерным продолжением политического кризиса, который разразился после президентских выборов августа 2020-го. Острая фаза кризиса в 2021 году была преодолена, и политическая система Беларуси стабилизировалась, но при этом радикально изменилась по сравнению с состоянием до августа 2020 года. Эти перемены оказались прямо противоположны тем, к которым призывали протестные толпы, выходившие на улицы белорусских городов под бело-красно-белыми флагами.
Разгром западной сети влияния
Главным итогом 2021 года во внутренней политике Беларуси стала радикальная зачистка западной сети влияния, которая до августа 2020-го чувствовала себя весьма комфортно.
После того как прозападное «гражданское общество» продемонстрировало свою нелояльность, став основной организующей и направляющей силой протестов, его зачистка стала вопросом времени.
Хрупкий компромисс, существовавший между властью и «гражданским обществом» в рамках многовекторной внешней политики Минска, был необратимо разрушен.
Пожалуй, самым громким и символическим событием в этой связи следует назвать разгром информационного портала tut.by, который являлся ведущим информационным ресурсом и лидером общественного мнения на протяжении многих лет. Финал этого информационного гиганта оказался стремительным и драматичным.
Информационный портал прекратил свое существование как экономический субъект и юридическое лицо, а его сайт со всем архивом публикаций был ликвидирован. Остатки редакционного коллектива tut.by в эмиграции организовали новый информационный ресурс «Зеркало», доступ к которому в Беларуси ограничен.
Вслед за tut.by под ужесточившееся законодательство по противодействию экстремизму попало большинство влиятельных прозападных информационных ресурсов и телеграм-каналов.
Все эти жесткие меры, конечно, не привели к ликвидации прозападной информационной сети, но нанесли по ней серьезный удар и существенно сократили возможности влияния.
До августа 2020 года Белорусское государство если и не поддерживало прозападную информационную сеть, то, во всяком случае, относилось к ней нейтрально-доброжелательно, что обеспечивало ей широкий охват и влияние.
По сути, прозападные ресурсы формировали общий информационный и идеологический фон, в котором «варилось» все белорусское общество, включая даже самых аполитичных обывателей.
Сегодня, когда государство жестко противодействует прозападным ресурсам, их аудитория сжалась до самого оппозиционного и непримиримо настроенного сегмента общества, в то время как массовый обыватель постепенно выходит из-под воздействия этих информационных «облучателей». Последствия столь радикальной информационно-идеологической трансформации еще до конца не ясны, их предстоит оценить в дальнейшем — при условии, что эта тенденция окажется долговременной и устойчивой.
Кризис многовекторности
Относительно либеральный внутриполитический курс, который столь драматично завершился в 2020–2021 годах, был основан на внешнеполитической многовекторности, которую продвигало «либеральное» крыло белорусской элиты. Как ни странно, «системным либералам» во главе с министром иностранных дел Владимиром Макеем удалось удержаться на политическом Олимпе, однако их влияние существенно сократилось на фоне набирающего обороты «силового» курса.
Лихорадочные попытки ведомства Владимира Макея хотя бы частично возродить прежний многовекторный курс в 2021 году так и не увенчались успехом.
Запад по-прежнему не признает легитимность итогов президентских выборов 2020 года.
Жесткий внутриполитический курс официального Минска также не благоприятствует возрождению многовекторности.
Более того, ряд событий лишь способствовал дальнейшему ухудшению отношений Беларуси и Запада. Это посадка в Минске самолета Ryanair, на борту которого находился оппозиционер Роман Протасевич, а также миграционный кризис, возникший на границе Беларуси с Литвой и Польшей, в организации которого на Западе обвиняют официальный Минск.
Существует мнение, что оба эти события были инспирированы белорусскими властями, чтобы принудить Запад к диалогу. Однако если это так, то эффект был достигнут скорее противоположный.
В белорусско-российских отношениях в 2021 году, напротив, наблюдалась положительная динамика. Осенью были наконец подписаны 28 дорожных карт интеграции, разговоры о которых велись с 2019 года, а белорусские власти впервые заговорили о возможности официального признания российской принадлежности Крыма.
В условиях конфронтации с Западом союз с Москвой стал для Беларуси фактически безальтернативным.
Вместе с тем нельзя не отметить, что, побив тарелки в отношениях с Западом, Минск не торопится в объятия России. Подписание пресловутых дорожных карт можно считать весьма условным успехом. Содержание этих документов по-прежнему остается публично не раскрытым, они не несут в себе политической составляющей, да и перспективы их практической реализации не очевидны.
То же самое с Крымом: его признание остается не более чем на уровне слов, без практических последствий, таких как возобновление прямых транспортных сообщений или открытие белорусского официального представительства на полуострове.
Таким образом, даже в изменившихся обстоятельствах Минск остается верен себе и пытается пройти на грани, удерживая баланс между геополитическими центрами.
Конституционная реформа и Всебелорусское народное собрание
В 2021 году белорусские власти объявили о конституционной реформе, которая, по замыслу, должна поставить окончательную точку в политическом кризисе, а также подготовить страну к транзиту власти.
Конституционный референдум запланирован на февраль 2022 года, однако проект обновленной Конституции до сих пор не обнародован.
Ясно лишь одно: Всебелорусское народное собрание (ВНС), бывшее сугубо символическим органом, созываемым раз в пять лет, получит конституционный статус и сможет стать новым центром власти.
Однако каковы будут его реальные полномочия, по-прежнему неизвестно.
Неясно и то, каким видит свое место в обновленной конфигурации власти Александр Лукашенко — собирается ли он оставаться на посту президента или уступит президентское кресло преемнику, переместившись на пост председателя ВНС.
Интрига сохраняется и, по всей видимости, будет разрешена уже в новом году.
Экономика: тревожно, но не критично
На фоне европейских и американских санкций против Беларуси в 2021 году много говорилось о грядущем крахе белорусской экономики.
Никакого краха, однако, не произошло.
Более того, белорусское правительство рапортовало о лучших за последние десять лет показателях.
Эксперты из оппозиционного лагеря также признают, что дела в белорусской экономике пусть не блестящи, но и далеко не катастрофичны.
На пользу белорусской экономике сыграл ряд факторов. Во-первых, это «отскок» после падения в «ковидном» 2020-м году. Во-вторых, это определенный ажиотажный спрос на белорусскую продукцию, который спровоцировала угроза санкций.
Наконец, сами санкции оказались «дырявыми», оставляя немало лазеек для белорусских производителей.
Очевидно, что внутри того же ЕС идет серьезное сопротивление «ценностно мотивированным» санкциям, что, в конечном счете, обусловливает их половинчатый характер.
Нельзя забывать и об инерционном характере экономических процессов — в полной мере последствия санкций могут проявиться не сразу. Кроме того, многое будет зависеть от дальнейших действий Запада: продолжит ли он ужесточать санкции, используя имеющиеся у него инструменты финансово-экономического давления, и насколько далеко готов зайти в этой политике.