В Молдове назревают массовые протесты против ставленников Запада
Илья Киселев
Молдавская оппозиция заблокировала трибуну парламента страны, протестуя против повышения пенсионного возраста, которого от Кишинева добивается МВФ. Пенсионная реформа — лишь один из триггеров массового выхода людей на улицы. В Молдове за год президентства Майи Санду и 100 дней правительства партии PAS сформировались все условия для широкого протестного движения. Первые антиправительственные выступления в стране уже начались.
Разочарование тех, кто видел в Майе Санду и ее партии спасителей страны, которые очистят ее от расцветших буйным цветом коррупции и кумовства, наступило очень быстро. Слово «разочарование» является, пожалуй, слишком мягким в этом случае. Правильнее и точнее было бы использовать термин «тяжелое похмелье», которое накатило на Молдову и проявило себя во всех областях жизни — политической, экономической, социальной.
Резкий скачок цен на бензин и дизтопливо, рост количества случаев заболевания коронавирусом, подорожание продуктов питания и услуг — это далеко не полный перечень тех негативных последствий, которые вызваны правлением партии PAS.
Дорвавшиеся до власти представители НПО обнаружили, что брать на себя ответственность за происходящее в стране, за судьбы и благосостояние миллионов людей — это несколько иная работа, в отличие от освоения западных грантов, выступлений по телевидению и в прессе и составления отчетов о том, куда и на какие цели потрачены деньги спонсоров. Теперь эти люди осваивают куда большие суммы, которые выделяются Западом стране, но не просто так, а на определенных условиях. И условия эти вовсе не соответствуют интересам подавляющего большинства граждан Молдовы.
Те решения, которые успело принять за первые 100 дней полномочий правительство Натальи Гаврилицы, уже смогли создать в молдавском обществе серьезный протестный потенциал.
Первыми начали протестовать автоперевозчики, по которым повышение цен на топливо ударило в первую очередь.
6 декабря Ассоциация работодателей автомобильных перевозчиков (APOTA), заявила, что в ближайшее время на центральной площади Кишинева пройдет протест с участием не менее 200 водителей маршруток, работающих на регулярных рейсах. Требование протестующих — пересмотр транспортных тарифов в сторону увеличения или принятие мер для снижения затрат перевозчиков.
APOTA опубликовала открытое письмо министру инфраструктуры Андрею Спыну, в котором опровергла ранее сделанные заявления функционера PAS о том, что перевозчики требуют повысить тариф в два и даже в три раза. Отказ правительства пойти навстречу требованиям протестующих может привести к массовой забастовке перевозчиков и полному параличу транспортного сообщения в стране.
Еще одним инициатором протестов выступила Национальная конфедерация профсоюзов Молдовы, которая организовала свою акцию перед зданием парламента.
Представители профсоюзов выступили с требованием к депутатам не голосовать за одобренные правительством поправки в налогово-бюджетную политику на следующий год.
Однако самый большой резонанс в молдавском обществе вызвал проект повышения пенсионного возраста в Молдове. Эта тема является чрезвычайно острой уже не первый год.
Повышение пенсионного возраста является одним из условий Международного валютного фонда для продолжения сотрудничества этой кредитной организации с Республикой Молдова.
Старение населения является общей тенденцией для многих стран, в том числе и для Молдовы. Эта тенденция в Молдове обостряется за счет массовой депопуляции, вызванной миграцией молдавских граждан, прежде всего работоспособного возраста, за рубеж.
В Молдове, по данным статистики, более полумиллиона пенсионеров по возрасту. Средний размер пенсии по возрасту на 1 июля 2021 года составлял 2 255,54 лея (около 125 долларов США), что лишь немногим больше официального прожиточного минимума, который составляет 2 082,7 леев.
Минимальный размер пенсии сейчас — 1 188,05 лея. В 2020 году 22,5% населения Молдовы были старше 60 лет.
Так что проблема пенсионного возраста объективно существует.
Однако проект, который представило правительство Гаврилицы по этому вопросу, не предусматривает никаких социальных гарантий и ни в коей мере не может решить существующую проблему, а служит только слепым исполнением требований МВФ.
Проект поправок к закону «О государственной пенсионной системе», предложенный правительством PAS, был подвергнут резкой критике со стороны оппозиционной партии социалистов. Еще до его принятия ПСРМ назвала проект «социальным геноцидом» и «антинародным законом, который ухудшит положение народа Молдовы». Как заявил вице-спикер парламента социалист Влад Батрынча, после вступления в силу нововведений PAS «только пять из десяти мужчин доживут до выхода на пенсию».
При этом проект, предложенный правительством Гаврилицы, раскритиковали и представители партии «Платформа DA», бывшие партнеры PAS по проевропейскому блоку ACUM. Они призвали не спешить с повышением пенсионного возраста. В «Платформе DA» при этом тоже сослались на снижение продолжительности жизни в Молдове: «Продолжительность жизни в Молдове снижается. В 2020 году она снизилась на 1,1 года по сравнению с 2019 и составила 69,8 года. Это на 10,4 года меньше, чем в странах ЕС».
Под огонь критики бывших партнеров попала и новая формула индексации пенсий. В DA предложили индексировать пенсии на основе инфляции на продукты в продовольственной корзине пенсионеров, а фиксированную прибавку рассчитывать на основе роста средней зарплаты по экономике, а не ВВП.
Бывшая министр здравоохранения, труда и социальной защиты в правительстве Иона Кику Виорика Думбрэвяну, в свою очередь, отметила, что такая формула даст очень неравноценную прибавку пенсионерам с небольшими и большими пенсиями. Так, по подсчетам Думбрэвяну, пенсионер с пенсией 2,2 тысячи леев получит 1 апреля 2021 года прибавку 184 лея (88 леев — индексация и 96 леев — фиксированная сумма), а пенсионер с пенсией 15 тысяч леев получит 696 леев (600 леев — индексация и 96 леев — фиксированная сумма).
Все эти аргументы и заставили депутатов оппозиционного блока коммунистов и социалистов заблокировать трибуну молдавского парламента, чтобы сорвать принятие правительственного проекта пенсионной реформы.
Оппозиция окружила трибуну с плакатами «Остановите социальный геноцид» и «Нет повышению пенсионного возраста». Левые также попросили объявить перерыв в заседании, но спикер Игорь Гросу объявил о начале процедуры голосования по законопроекту PAS. За проект поправок в закон «О государственной пенсионной системе» в итоге проголосовали во втором чтении 53 депутата парламентского большинства от партии PAS.
На фоне ужесточения пенсионного законодательства особенно дико выглядит еще одно решение парламентского большинства.
В результате очередного голосования депутатов PAS месячная зарплата судей Конституционного Суда вырастет с приблизительно 44,7 тысячи леев (2,5 тысячи долларов) до почти 82 тысяч леев (более 4,5 тысячи долларов).
Этот рост обеспечивается специальной надбавкой, которая введена по предложению депутатов PAS.
Как и чем объясняются такие «подарки» депутатов PAS судьям Конституционного суда? Было бы неправильно объяснить это исключительно тем, что именно решения Конституционного суда, порой весьма спорные с юридической точки зрения, позволили Майе Санду распустить парламент и провести досрочные выборы. Очевидно, в ближайшем будущем в Молдове следует ожидать попытки власти кардинально изменить Конституцию страны, чтобы создать условия для консервации установившегося режима.
Еще одним свидетельством, что власть готовится к тому, чтобы любыми средствами и способами сохранить себя, является правовой беспредел на выборах мэра муниципия Бельцы — второго по величине города Молдовы, где кандидат, набравший 47% голосов в первом туре, был снят с выборов.
Режим, который сегодня существует в Молдове, уже сейчас можно смело называть авторитарным. Однако, судя по действиям главы государства, парламентского большинства и правительства, власть на этом не остановится.
Поэтому широкое протестное движение становится залогом сохранения Молдовы как государства и предотвращения установления открытой диктатуры. Ключевой вопрос сегодня: смогут ли основные оппозиционные силы найти общий язык для формирования общего фронта противодействия партии власти и организации массового протеста?