Непопулярность в литовском обществе курса на конфронтацию с Китаем делает литовско-китайские отношения фактором внутриполитической борьбы в Вильнюсе. Литовская оппозиция встречается с представителями КНР и выражает сожаление о деградации сотрудничества. Пекин, которому важно демонстративно наказать литовское руководство за антикитайскую политику, может ускорить процесс смены правительства в Вильнюсе, дав козыри в руки противникам правящих консерваторов.
На днях представители консерваторов честно признались, зачем им понадобилось влезать в авантюру с «крестовым походом» против Китая с поддержкой уйгуров, тайваньцев и Далай-ламы.
«Для сохранения внимания США наши отношения с Тайванем являются разумным политическим инструментом. Нашу позицию по Тайваню можно считать весьма важной, не только имеющей большое прагматическое значение, но и приносящей пользу Литве», — рассказал бывший премьер-министр Литвы, депутат Европарламента Андрюс Кубилюс.
То есть все то, о чем аналитический портал RuBaltic.Ru писал последние несколько месяцев, теперь подтверждается «ландсбергистами» прямым текстом.
Конфликт с Пекином был нужен Вильнюсу, чтобы вернуть внимание к себе США.
Традиционное предложение Литвы на международном политическом рынке — разрушение отношений Европы с Россией — уже не востребовано заказчиком так, как раньше. Поэтому была придумана альтернативная услуга: разрушение отношений Европы с Китаем.
Заказчик, как можно судить по заявлениям госсекретаря США Энтони Блинкена и других официальных лиц в Вашингтоне, отнесся к этому предложению благосклонно.
При этом в пояснениях Андрюса Кубилюса звучит попытка оправдаться.
Антикитайская политика Литвы не пользуется популярностью у большей части ее населения, причем это негативное отношение сформировалось еще до того, как последствия этой политики были осознаны Литвой в полной мере.
Согласно ноябрьскому опросу Norstat LT, 41% литовцев выступил против нынешнего курса в отношения Китая и Тайваня. Поддержали этот курс 34% опрошенных, а 26% не определились со своим мнением.
Опрос был проведен до сенсационного решения Пекина удалить Литву из китайской системы таможенного оформления. После него количество не определившихся с решением должно резко сократиться в пользу тех, кто не поддерживает политику литовского МИД. Потому что стали понятны ставки в антикитайской игре.
Разом лишить литовских производителей доступа на самый большой рынок мира — это не шутки. А кто несет ответственность перед этими производителями? Очевидно, тот, кто додумался устроить эту дипломатическую авантюру, чтобы вернуть себе благосклонность заокеанского божества.
Конфликт с Китаем в ближайшие месяцы будет еще одним фактором, подрывающим позиции правительства консерваторов, рейтинг которых и так уже находится на неприличной для правящей партии отметке в 10%.
Во внутриполитической жизни Литвы китайский фактор уже присутствует. Непопулярность внешней политики и смутное ощущение, что с Китаем Литва нарвалась на крупные неприятности, побуждают литовскую оппозицию играть на контрасте.
На прошлой неделе литовские социал-демократы встретились с временным поверенным в делах КНР в Литве Цюй Байхуа и заверили его, что сожалеют об испорченных отношениях Литовской Республики с Поднебесной. Инициативы правящей партии оппозиция расценивает как сумасшествие, которое уничтожило десятилетия тщательно выстраивавшегося литовско-китайского диалога.
«Олимпийские игры — это событие всего мира и всего олимпийского движения, поэтому спортсмены, много лет готовившиеся к олимпийским стартам, не могут быть лишены возможности участвовать в них, возможности, которая появилась лишь однажды за время их спортивной карьеры», — прокомментировал, например, идею консерваторов бойкотировать Олимпиаду в Пекине бывший премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс.
Очевидно, что целевой аудиторией литовских оппозиционеров, когда они делают такие заявления, является не Китай, а их литовские избиратели. Однако китайский дипломат, который должен дать себе в этом отчет, решил все же подыграть им и встретиться с людьми, которые никак не определяют внешнеполитический курс. Тем самым представитель КНР придал заявлениям литовской оппозиции вес.
Содействие смене власти в Литве для Пекина может стать хорошим способом отомстить литовскому правительству за враждебность, которую оно начало проявлять на ровном месте, чтобы выгодно продать ее США.
На Китай работают непопулярность правящей партии, нежелание большинства литовцев нести убытки из-за склочной внешней политики, а также ширящийся раскол в руководстве Литвы. Конфликт между президентом Гитанасом Науседой и правительством «ландсбергистов» никто уже не скрывает, и о его причинах в Литве говорят открыто: желание консерваторов «подсидеть» главу государства, чтобы сделать следующим президентом страны министра иностранных дел Габриэлюса Ландсбергиса.
При таком раскладе у Пекина появляется окно возможностей, чтобы посодействовать смене власти в Литве. Возможно, досрочной.
При этом китайцам по большому счету плевать, кто будет у власти в Литве. Им важно другое. Если уж в Вильнюсе решили выступить для Европы образцом «принципиальных» отношений с Китаем, то и Пекин на примере литовских властей покажет всей Европе, как можно, а как нельзя вести себя с Поднебесной.