Обходной маневр Украины: откроют ли против России «третий фронт» в Приднестровье?
Илья Киселев
В западном приграничье России сразу на нескольких направлениях сформировалась взрывоопасная ситуация. Сохраняется хроническая нестабильность на линии разграничения в Донбассе, теперь к этой точке напряжения добавился миграционный кризис на границах Беларуси с Польшей и странами Балтии, кроме того, в экспертной среде существуют опасения, что Украина может нанести удар в неожиданном направлении — по Приднестровью. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, существует ли реальная угроза «размораживания» приднестровского конфликта.
Географическое положение Республики Молдова, зажатой между двумя гораздо более крупными странами, Румынией и Украиной, во многом определяет те политические процессы, которые происходят в ней, а также геополитические векторы, которые преобладают в ее внешней политике. При этом, как ни странно, это в гораздо меньшей степени относится к процессам, происходящим в непризнанной Приднестровской Молдавской республике, образовавшейся в результате вооруженного конфликта 1992 года.
Очевидно, пророссийский вектор, существующий в Молдове несмотря и вопреки 30-летним усилиям по переформатированию сознания и менталитета населения, играл бы гораздо более важную и значительную роль в случае наличия у Молдовы общей границы с Россией.
Однако на сегодняшний день, когда между Молдовой и Россией находится Украина, предпосылки для улучшения отношений между этими странами остаются весьма туманными.
Это обстоятельство усугубляется тем, что Украина является государством достаточно нестабильным как в плане экономики, так и в политическом плане. Дополнительную остроту украинскому фактору придает наличие вооруженного конфликта в Донбассе, который окончательно не урегулирован и может вернуться в горячую стадию в любой момент, а также претензии Украины по поводу Крыма, хотя здесь ситуация гораздо более определенная и спокойная, чем в том же Донбассе.
Наконец, еще одной характерной чертой восточного соседа Молдовы является практически полное внешнее управление, которое характеризуется огромным влиянием во внутренней политике и наиболее очевидно проявляет себя при принятии внешнеполитических решений.
Таким образом, между Молдовой и Россией расположено государство, которое во многом является своеобразной «калькой» для нынешнего молдавского руководства в плане проведения прозападных преобразований.
Учитывая это, приходится лишь удивляться тому, что зажатое между Молдовой и Украиной Приднестровье продолжает оставаться преимущественно пророссийским по настроениям населением.
При этом сегодня немногие вспоминают, а молодое поколение просто не в курсе, что в определенный период территория Приднестровья являлась частью Украинской ССР. Изначально, с 12 октября 1924 года по 5 декабря 1936 года, территория современного Приднестровья именовалась Автономной Молдавской Социалистической Советской Республикой (АМССР), а с принятием конституции СССР 1936 года получила название Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики (Молдавской АССР).
Инициатором создания автономии был Григорий Котовский, который не мог смириться с оккупацией Бессарабии Румынией и продвигал проекты, в которых новообразованная автономия должна была служить политическим плацдармом для требования по освобождению Бессарабии. В музее Котовского в Тирасполе представлены копии документов, которые легендарный комбриг направлял в Москву по этому вопросу.
Неизвестно, насколько большое значение придают сегодня в Киеве тому факту, что когда-то Приднестровье являлось частью Украины, но не вызывает сомнения, что сам факт присутствия в этом регионе российских миротворцев, а также ограниченного контингента по охране складов в Колбасне — сильный раздражитель как для украинских властей, так и для центральной власти в Кишиневе.
Первопричиной этого раздражения являются планы Запада по вытеснению России из Приднестровского региона и минимизации российского влияния в юго-западной части бывшего СССР в целом.
Для реализации этих планов применяются самые различные способы, в том числе и экономическое давление на Приднестровье. Один из наиболее действенных способов в этой области — ограничение импорта в Приднестровье и попытки поставить его под контроль молдавских властей, что обернется для приднестровских предпринимателей огромными дополнительными расходами.
Например, на пункт пропуска «Первомайск — Кучурган» (граница Приднестровья с Украиной) приходится, по статистике, около 75% приднестровского импорта (без учета импорта российского природного газа).
Дополнительные транспортные расходы приднестровских компаний в случае закрытия этого пункта пропуска, по словам специалистов, составят от 1,5 до 3 миллионов долларов.
Потери от оплаты услуг молдавских брокерских компаний могут достичь 1,7 миллиона долларов в год. Еще около 350 тысяч долларов ежегодно придется заплатить за получение молдавских лицензий на импорт.
Еще 2,5 миллиона долларов экономика Приднестровья может потерять, если через пункт «Первомайск — Кучурган» молдавскими таможенниками будет запрещен импорт фитосанитарных и ветеринарных грузов, то есть отдельных видов продовольствия и сельскохозяйственного сырья. А если он будет разрешен, то за ветеринарные и фитосанитарные сертификаты Молдовы нужно будет заплатить более 1 миллиона долларов.
Приднестровские власти уже, как известно, назвали общую цифру возможного ущерба от появления совместных молдавско-украинских таможенно-пограничных постов — 38,5 миллиона долларов в год.
Ряд фактов не дает усомниться в том, что экономическое давление на Приднестровье осуществляется под руководством Запада.
С 2005 года в Молдове действует «Миссия Европейского союза по приграничной помощи Молдове и Украине» (EUBAM), которой нужно уделить особое внимание. Эта миссия стартовала, декларируя задачи совершенствования работы таможенных служб Украины и Молдовы как в плане материальной базы, так и в приведении стандартов и процедур управления границами в соответствие с теми, которые преобладают в странах ЕС.
При этом сама структура EUBAM предполагает не только обеспечение таможенных служб Молдовы и Украины необходимой техникой, технологиями таможенного досмотра и управления границей и методическими материалами. Сотрудники этой программы также осуществляют контроль (называемый для приличия мониторингом) за таможенными службами республик, взаимодействуют с правоохранительными и силовыми структурами этих республик и фактически в определенной мере берут на себя выполнение функций этих структур.
При этом руководство миссией, осуществляющей данную программу, остается в руках назначаемых Евросоюзом чиновников, не являющихся гражданами Молдовы и Украины.
Таким образом, произошел процесс передачи функций государственных органов, крайне важных с точки зрения как экономической, так и общей безопасности государства, абсолютно посторонней структуре, финансируемой и, следовательно, подчиняющейся внешним силам.
Этот процесс можно вполне конкретно назвать отказом Украины и Молдовы от определенной и очень важной части суверенитета.
Именно по той причине, что политика, проводимая проевропейскими властями Украины и Молдовы, представляет собой, по сути, движения марионеток на нитях, крайне сложно дать четкий прогноз о возможности возобновления «горячей» стадии конфликта в Приднестровье. Официальные представители Российской Федерации неоднократно давали понять, что попытки возобновить вооруженный конфликт в Приднестровье, а также атаки на российский миротворческий контингент являются «красными линиями», переход которых может привести к непредсказуемым по тяжести последствиям.
Однако, как показывает развитие событий, напряженность в этом регионе продолжает искусственно нагнетаться.
Украина и Молдова под видом военной помощи получают от западных стран, прежде всего от США, различные вооружения, которые хоть и являются далеко не самыми последними разработками, но тем не менее насыщают регион оружием. И повышение концентрации этого оружия заставляет задуматься о том, для чего же оно предназначено и насколько вероятно, что это оружие будет применено против Приднестровья.
Ситуация вокруг этой непризнанной республики представляет собой очень сложный и очень запутанный клубок противоречий, которые пытаются распутать в установленном ОБСЕ формате «5+2», обозначающем Приднестровье с Молдовой и посредников — ОБСЕ, Россия, Украина, США и Евросоюз.
Однако все усилия и все мероприятия в этом формате по достигнутым результатам напоминают больше ритуальные пляски вокруг костра в засуху с целью вызвать дождь.
Очевидно, что такое количество посредников лишь добавляет дополнительные противоречия в виде интересов каждого из них. Гораздо правильнее было бы ограничиться теми сторонами, без которых в разрешении этого конфликта нельзя обойтись — то есть удалить из клубка лишние нити, которые мешают его распутать.
Очевидно, что в решении приднестровской проблемы между Молдовой и Приднестровьем невозможно обойтись только без Украины и России. Однако состояние отношений между этими государствами на сегодняшний день исключает какую-либо возможность консенсуса по любому вопросу, в том числе и приднестровскому.
В то же время попытка «разрубить» этот гордиев узел со стороны Украины и Молдовы по аналогии с тем, как поступил Александр Македонский, также маловероятна. Для этого необходимо появление в этих странах государственного деятеля соответствующего масштаба или имеющего соответствующий подобному решению диагноз в области психиатрии.
Таким образом, можно сделать достаточно вероятный прогноз о том, что давление на Приднестровье со стороны Кишинева и Киева не будет ослабевать, а какие-либо переговорные процессы вряд ли приведут к глобальным изменениям по этому вопросу.
В то же время реальных попыток возобновления военных действий также не предвидится — в ситуации, когда это контролируется российскими миротворцами, подобные шаги будут решительно пресекаться. Отдельные договоренности, регулирующие в первую очередь непосредственные нужды граждан на обоих берегах Днестра, будут достигаться в порядке имитации переговорного процесса.
Кардинально же что-то может измениться только в случае тектонических сдвигов в глобальной политике.