Вслед за американскими СМИ пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби заявил о повышенной активности Вооруженных сил РФ вблизи украинской границы. Но команда Владимира Зеленского продолжает утверждать, что эта информация не соответствует действительности. Впервые за все годы военного конфликта в Донбассе Украина одновременно с пресс-секретарем президента России отрицает наличие «российской угрозы», которую якобы зафиксировали Соединенные Штаты.
О «нестандартном перемещении техники и военного персонала на западном фланге России» первой написала газета The Washington Post со ссылкой на официальные источники в ЕС и США. «Что делают российские войска, собирающиеся у границы с Украиной, неясно. В последние дни в социальных сетях появились видеоролики, где видны российские военные эшелоны и конвои, перевозящие большое количество военной техники, включая танки и ракеты, на юге и западе России», — сообщает издание.
По законам жанра эту информацию должны были оперативно подтвердить в украинском Генштабе.
Но представители Киева поначалу отмалчивались, а на следующий день выдали опровержение американского «фейка».
Полковник Леонид Матюхин из Центра оперативного информирования заявил, что дополнительной переброски российских военных, техники и вооружений к государственной границе с Украиной по состоянию на 1 ноября зафиксировано не было.
«Наиболее вероятно, что обнародованные в СМИ и сети Интернет факты наращивания группировок вооруженных сил России на украинском направлении являются элементом специальных информационно-психологических действий и, по сути, плановыми мероприятиями в рамках перемещения войск после завершения учений», — резюмировал Матюхин.
И хотя обвинения в адрес американской прессы прямо не прозвучали, из этого заявления следует, что участниками «специальных информационно-психологических действий» против Украины стали… журналисты The Washington Post.
Следом к ним подключились коллеги из Politico: уже после опровержения Матюхина они тоже написали о стягивании российских войск к украинским кордонам. В качестве доказательства были опубликованы спутниковые снимки российских танков близ города Ельня Смоленской области.
Тогда полковник Матюхин заявил следующее: «В течение второго полугодия 2021-го года вблизи границы Украины командованием вооруженных сил России была проведена серия широкомасштабных командно-штабных учений. К ним привлекались войска (силы) Южного и Западного военных округов, а также отдельные части и подразделения 41-й армии Центрального военного округа и воздушно-десантных войск вооруженных сил РФ. После завершения указанных мероприятий оперативной и боевой подготовки части и подразделения 41-й армии остались в европейской части России, в частности в районе населенного пункта Ельня, что в Смоленской области, на расстоянии около 260 километров от государственной границы с Украиной».
Посыл понятный. Во-первых, РФ целенаправленно не концентрирует свои войска на Смоленщине (они просто остались там после плановых учений). Во-вторых, город Ельня находится отнюдь не возле Украины. Достаточно посмотреть на карту, чтобы в этом убедиться.
260 километров — это расстояние по прямой. А по дороге от Ельни до российско-украинской границы ехать более 300 километров. Не самая удобная локация для молниеносной атаки.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков тоже удивился тому, что «идет речь о границе с Украиной, а показывают границу с Беларусью».
То есть американские журналисты говорят одно, а Киев и Москва — прямо противоположное.
Даже «маститые» эксперты с трудом могут это прокомментировать.
Дальше — больше! Американских «фейкометов» отчитал секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО): «Идет сознательная дезинформация всего общества. Скажем так — то, что они там пишут, не соответствует действительности. На сегодняшний день это не соответствует действительности. Мы наблюдаем за всеми процессами, это дезинформация, и нам непонятно, для чего они это делают».
До недавнего времени можно было утверждать, что Киев спорит с американскими журналистами, которые пытаются создавать сенсационные сюжеты из ничего.
Но потом в этот спор включился пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби, который заявил 5 ноября, что США наблюдают «необычное наращивание российской военной активности вблизи Украины».
Затем последовало уже традиционное опровержение Киева. Пресс-секретарь Зеленского Сергей Никифоров поделился подробностями селекторного совещания, на котором присутствовал президент: «Имел слово главнокомандующий Вооруженных сил Украины. Он не рассказал ни о чем таком, что должно было как-то насторожить. Остается открытым вопрос, зачем американские СМИ распространяют такую информацию, правдива ли она. Но у офиса президента на данный момент нет никакой подтверждающей информации. Насколько я знаю, Министерство обороны Украины называет такие сообщения элементом давления — или психологического, или пропагандистского. Оно не подтверждает сосредоточение войск свыше нормального уровня у границ Украины».
Для полноты картины Никифорову следовало бы добавить, что опасения американских СМИ разделяет Джон Кирби.
А это выводит дискуссию о «российской угрозе» на новый уровень: Зе-команда перечит не только американским журналистам, но и руководству Пентагона.
О причинах этого странного явления можно только догадываться. По сути, единственным «доказательством» российской военной активности вблизи украинских границ являются спутниковые снимки, опубликованные изданием Politico. Но доказывают они только то, что техника Вооруженных сил РФ сконцентрирована на значительном удалении от Украины.
Американцы вполне могли поднять шумиху, чтобы решить свои собственные задачи. К примеру, обосновать необходимость визита директора ЦРУ Уильяма Бернса в Москву, где он предостерегал секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева от «военной агрессии».
Зеленский же в лучших традициях своей «наглой» внешней политики решил показать заокеанским кураторам, что Украина — не пешка на их шахматной доске. Она якобы обладает субъектностью. Она может отрицать наличие «российской угрозы», когда ее зафиксировал сам Пентагон!
Получился очень необычный и эффективный сюжетный поворот (как в очередном фильме студии «Квартал 95»).
Стоит также обратить внимание на то, что после применения турецкого беспилотника «Байрактар» в Донбассе не происходило никаких серьезных инцидентов.
Режим прекращения огня по-прежнему не соблюдается, но от дальнейших провокаций Киев, судя по всему, на время отказался.
Сейчас для него важно держать оборону на энергетическом «фронте», и здесь многое зависит от России — от ее готовности снабжать Украину электроэнергией и углем (или хотя бы пропускать транзитный уголь из других стран).
Логично, что в этих условиях Зеленский предпочитает не провоцировать Москву необдуманными действиями и провокационными заявлениями.