Беларусь вплотную подошла к военному конфликту с Польшей и Прибалтикой
Александр Носович
Попытка прорыва большой группы нелегальных мигрантов с белорусско-польской границы на территорию Евросоюза вплотную приблизила Польшу и Беларусь к прямому военному столкновению. В Минске надеются на то, что миграционный кризис побудит западных соседей Беларуси договариваться с белорусской властью, однако последним диалог с Александром Лукашенко невыгоден. Страны Прибалтики и особенно Польша заинтересованы в эскалации ситуации на восточных границах ЕС, и это делает тем более вероятным военный конфликт в регионе.
Миграционный кризис в приграничье Беларуси и стран ЕС продолжается уже почти полгода — за это время к нему привыкли и почти перестали замечать. Возникло даже ложное ощущение, что ситуация «рассосалась». Это, конечно, не так. Если проблема перестала привлекать к себе внимание, это не значит, что проблемы и вовсе нет.
Миграционная проблема резко напомнила о себе утром 8 ноября, когда к белорусско-польской границе в Гродненской области выдвинулась колонна в несколько сотен нелегальных мигрантов из стран Азии и Африки.
Польша отреагировала на попытку массового перехода своей границы так резко и стремительно, что впервые за месяцы миграционного кризиса заставила наблюдателей говорить об угрозе прямого военного столкновения.
Польское руководство объявило полную боевую готовность
Происходящее на границе Варшава объявила «гибридной войной режима Лукашенко». Официальные лица утверждают, что вместе с иракцами и афганцами в страну прорываются белорусские силовики, и сравнивают «массовое силовое вторжение на территорию Польши» с началом Второй мировой войны в 1939 году.
То есть на повышение ставок — экспоненциальный рост числа мигрантов — польская власть отреагировала своим повышением ставок. Она окончательно подвела миграционную ситуацию на границе под нарратив внешней агрессии, на которую может быть дан, а в определенных условиях даже и должен быть дан военный ответ.
Сигналы о том, что для урегулирования ситуации на восточной границе ЕС европейцам вообще и непосредственным соседям — полякам с прибалтами — в частности достаточно позвонить в Минск и договориться с Александром Лукашенко о пересмотре миграционной политики Беларуси и закрытии авиасообщения со странами Азии и Африки, пропали втуне. И дело не в том, что Варшава не может поступиться принципами и сесть за стол переговоров с «нелегитимным Лукашенко».
Дело в том, что диалог с Лукашенко — последнее, в чем заинтересована польская власть. Потому что эскалация и даже военный конфликт на белорусской границе ей сейчас исключительно выгодны.
Причем выгодны сразу в нескольких отношениях.
Во-первых, жесткая позиция по мигрантам укрепляет внутриполитические позиции правящей партии «Право и справедливость». Рейтинг ПиС растет, и для соратников Ярослава Качиньского это особенно важно на фоне системного конфликта с Евросоюзом. Партия ПиС предстает перед поляками защитниками Отечества, предъявляет упомянутому Евросоюзу патриотическую мобилизацию Польши вокруг правящей партии и правительства, а либеральную оппозицию выставляет предателями и слабаками.
Эффективность тактики Качиньского и компании столь очевидна, что польская оппозиция даже пытается перехватить повестку у правящей партии: лидер либеральной «Гражданской платформы» Дональд Туск предложил инициировать консультации в НАТО о «коллективном отпоре агрессору».
Во-вторых, в отношениях с Евросоюзом миграционный кризис позволяет сгладить остроту конфликта Варшавы с Брюсселем. У Польши теперь есть веский аргумент в спорах с «обкомом»: мы вот защищаем границу Европы, оберегаем ее от агрессора, а вы вместо «большого спасибо» цепляетесь к каким-то нашим сугубо внутренним вопросам, к решениям Конституционного трибунала. Столько всего для вас делаем, а вы нас дотаций хотите лишить — не стыдно?
На Германию, которая оказывает определяющее влияние на решения ЕС и в которую стремится попасть основная часть беженцев, такая аргументация действует. МИД ФРГ отреагировал на обострение 8 ноября призывом дать единый ответ ЕС на действия белорусских властей против Польши. Реакция — о лучшей Варшаве и мечтать нельзя.
В-третьих, ситуация с «мигрантами Лукашенко» укрепляет польские позиции в регионе — усиливает влияние Польши на страны Прибалтики.
У Литвы на пике миграционного кризиса этим летом именно с Польшей оказались связаны основные надежды на то, что поток мигрантов из Беларуси не обрушит социально-политическую стабильность. Большие союзники по НАТО и ЕС от мелких по их меркам литовских проблем отмахнулись, а поляки прислали на литовско-белорусскую границу своих пограничников.
Когда острота миграционного кризиса в Прибалтике спала, там начало падать и влияние Польши. Зато теперь оно снова растет.
Вильнюс 8 ноября синхронизировал свои действия с Варшавой. Литовские войска привели в состояние повышенной боеготовности, бросили к белорусской границе, а правительство предложило объявить в Литве чрезвычайное положение. В условиях фатального падения популярности этого правительства режим ЧП и призыв консолидироваться вокруг внешнего врага — белорусского соседа — могут показаться ему спасением.
Так что в реальности вовлеченным сторонам не нужно не только урегулирование миграционного кризиса ценой признания Лукашенко и диалога с ним, но и само урегулирование как таковое. Возможности, которые этот кризис открывает, намного превышают угрозы.
При такой заинтересованности игроков в повышении ставок и эскалации военное столкновение Беларуси с Польшей и Прибалтийскими странами становится реальным сценарием.
В свою очередь и Польша с Литвой, и Беларусь действуют на мировой арене не сами по себе, а как участники военных союзов. Это страны НАТО и ОДКБ соответственно. Их военный конфликт чреват вовлечением США, России и других ядерных держав.
Восточная Европа находится на пороге самого большого международного кризиса после 2014 года.