Танки НАТО получат возможность ударить из Польши по Балтийскому флоту РФ
Александр Носович
Причины строительства поляками канала через Балтийскую (Вислинскую) косу стали предметом ожесточенной дискуссии в России и Польше. Польская оппозиция утверждает, что центральная власть в Варшаве лоббирует канал в интересах российского бизнеса; в свою очередь, губернатор Калининградской области заявил, что канал нужен для свободной переброски танков НАТО к российской границе. В пользу последней версии говорит многочисленная западная (в том числе польская) военная аналитика на эту тему, согласно которой в случае военного столкновения НАТО с Россией Альянсу нужно будет заблокировать и уничтожить группировку Балтийского флота РФ под Калининградом.
Печатный рупор польских либералов Gazeta Wyborcza обрушился с критикой на правительство Польши за планы вырыть канал на Балтийской косе. Польская власть утверждает, что канал нужен для того, чтобы «освободиться от Москвы», то есть проходить в порт Эльблонг, минуя российские территориальные воды. Польская оппозиция отказывается признавать патриотические мотивы у команды «Права и справедливости» Ярослава Качиньского и строит свои догадки.
«Реальность, однако, выглядит совершенно иначе. — пишет Gazeta Wyborcza. — На канале сколотят состояние россияне. 90% товарооборота порта в Эльблонге, ради которого в первую очередь и строится канал, приходятся на Калининградскую область. Россияне привозят туда на баржах уголь, торф и другое сырье, а вывозят, в частности, строительные материалы».
На эту польскую полемику откликнулся губернатор Калининградской области Антон Алиханов, который предложил свою, третью версию.
По мнению главы Калининградской области, Варшава строит канал ради возможности перебрасывать к Калининградской области танки НАТО.
«Чтобы у танковых полков, которые располагаются рядом с Эльблонгом, была отдельная, независимая, наверное, возможность пройти через этот канал. Все, больше ни для чего это не нужно! Я думаю, что все это понимают, и Качиньский тоже, я не понимаю, почему он не скажет просто все это напрямую, странный человек какой-то», — сказал Антон Алиханов.
Дело в том, что в 2017 году в Эльблонге, в нескольких километрах от российской границы, была размещена многонациональная дивизия НАТО «Север — Восток». В 2019 году «Север — Восток» получил в Эльблонге полноценную штаб-квартиру.
Расквартирование дивизии НАТО объясняет все странности Варшавы в отношениях с самым западным регионом России и собственными северо-восточными воеводствами.
Во-первых, отмену безвизового режима — местного приграничного передвижения между Калининградской областью и соседними польскими территориями — Ольштыном, Гданьском, тем же Эльблонгом. Режим МПП предложила Москве и пролоббировала в Брюсселе Польша, и выгоден он был в первую очередь Варминьско-Мазурскому и Поморскому воеводствам Польши.
Местные жители после возвращения визового режима с Калининградом выходили на митинги и требовали от центральной власти вернуть МПП. Официальная Варшава тогда, в 2016 году, так и не смогла вразумительно объяснить, почему она отказалось от общепризнанно успешного проекта, который позволял на российские деньги развивать польский северо-восток.
Между тем ларчик открывается просто.
По информации автора, США на Варшавском саммите НАТО согласились на размещение дивизии Альянса в Эльблонге при условии, что Польша откажется от развития приграничного сотрудничества с Калининградской областью.
Саммит НАТО был летом 2016 года, МПП отменили вскоре после него, а в июле 2017-го в Эльблонге расквартировали дивизию «Север — Восток». Вот так все просто.
С пресловутым каналом все еще проще. Планы перерыть Балтийскую (Вислинскую) косу существовали еще в социалистической Польше, но до реализации никогда не доходили, потому что каждый раз возникали вопросы об экономической нерентабельности и экологической опасности проекта. Актуализация проекта произошла как раз после появления дивизии НАТО в Эльблонге.
Тогда Варшава твердо решила: каналу быть! Вопреки любым соображениям о том, что в Калининградский (Вислинский) залив не ходит столько судов, чтобы этот канал окупился, а засоление залива водами Балтийского моря уничтожит пресноводную экосистему косы.
Польские суда, идущие в Эльблонг, должны получать разрешение российской стороны при прохождении акватории Балтийска. С этим нет никаких проблем, когда они везут, допустим, мазут. А если в Эльблонг нужно доставить морем ракеты? Здесь дело даже не в разрешении на прохождение чужих территориальных вод. Российская сторона в принципе не должна знать о перемещениях военной техники НАТО.
То есть канал через Балтийскую косу нужен для подготовки военного удара по базе Балтийского военно-морского флота России под Калининградом.
В том, что дивизия НАТО в Эльблонге расквартирована именно с этими целями, нас убеждает открытая военная аналитика стран — участниц Альянса. В том числе польская.
«Компонент Объединенной механизированной дивизии будет состоять из новейших и наиболее оснащенных подразделений, подходящих для быстрого удара. В таких условиях речь идет о силе около 30 000 солдат. Тем не менее есть очевидные недостатки. 16-я механизированная бригада оснащена в основном постсоветскими БМП-1 и устаревшими системами. Кроме того, возникает проблема недостаточного парка транспортных самолетов для размещения 6-й воздушно-десантной бригады», — описывает план военного удара по Калининградской области последний польский опус на эту тему: статья с говорящим названием «Калининградский гамбит: сценарий превентивного удара НАТО».
В текущем году в польских СМИ вышло уже несколько подобных материалов. В свою очередь, польские материалы — ничтожная толика огромного потока публицистики и публичной псевдоаналитики о войне России и НАТО в Прибалтике, который идет последние несколько лет в США.
Ключевая мысль этих текстов: Калининградская область — это «кинжал в сердце Европы», и в случае военного конфликта в Прибалтике этот «непотопляемый авианосец Путина» должен стать объектом первого удара Североатлантического альянса.
Один из создателей подобных агиток, Джеймстаунский фонд, писал даже, что после войны территорию бывшей Калининградской области нужно будет подарить Польше. Мол, заслужила.
Так что Варшава знает, на что тратит деньги, когда строит неокупаемый канал. Другой вопрос, останется ли после войны что-то от самой Польши?