Румыния — не замена: Молдова сохранит зависимость от российского газа
Илья Киселев
Географическое положение Республики Молдова, которая фактически «зажата» между Румынией и Украиной, влияет на целый ряд важных моментов в политике, экономике и перспективах развития страны. Одним из таких моментов является вопрос транзита в Молдову российского природного газа, срок действия контракта на поставку которого закончился 1 октября.
Еще совсем недавно никаких проблем в плане газового транзита не возникало — с территории Украины в Молдову заходил транзитный газопровод, по которому дальше в Румынию, Болгарию и балканские страны поставлялся газ из Российской Федерации. Однако по мере ухудшения отношений между Россией и Украиной Российская Федерация начала искать альтернативные пути для поставок газа в страны Южной и Западной Европы.
Альтернативой транзиту газа через Украину стало осуществление масштабных проектов «Северный поток» и «Турецкий поток», которые были запущены соответственно в 2011-м и 2019-м годах.
Транзит российского газа в Турцию, Грецию и Болгарию через ГТС Украины после запуска газопровода «Турецкий поток» прекратился, а с 1 апреля 2021 года и поставки российского природного газа в Румынию обеспечиваются через «Турецкий поток» без использования газотранспортной системы (ГТС) Украины. После завершения работ по продлению газопровода через Болгарию и Сербию «Газпром» переведет транзит в Венгрию через «Турецкий поток», и Украина потеряет еще 10–12 миллиардов кубометров транзита газа в год. Всего, в 2020 году транзит природного газа через ГТС Украины составил 55,8 миллиарда кубометров, что на 37,7% меньше, чем за 2019 год (89,6 миллиарда кубометров).
Таким образом, Украина лишилась газового транзита, который в общей сложности оценивается в более чем 80 миллиардов кубометров и сопутствующих ему финансовых поступлений.
Из этого объема природного газа значительная часть, предназначавшаяся в свое время для Румынии и Болгарии, проходила и через территорию Молдовы, также получавшей газ из этого источника. Теперь, когда этот магистральный газопровод потерял свое стратегическое значение в обеспечении южного направления российским газом, у Молдовы возникла необходимость поиска альтернативных путей снабжения голубым топливом.
Еще в 2019 году профильная компания «Молдова-газ» разработала три варианта обеспечения Молдовы газом, исходя из перспектив, которые существовали на тот момент.
Первый — традиционный маршрут поставки: из России — транзитом через Украину в Молдову, в случае если Украина и Россия договорятся о сохранении транзита.
Второй маршрут, если, к примеру, Киев и Москва не смогут достигнуть договоренности на этот счет, предполагал отдельный договор с Украиной на транспортировку до границы Украины с Молдовой того газа, который Молдова купит у России на границе РФ с Украиной.
Третий вариант предусматривает поставки газа из «Турецкого потока» через юг Молдовы.
Этот газ должен пойти из России по газопроводу, проложенному по дну Черного моря, и через Турцию он затем попадет в Болгарию, Румынию, а потом поступит и в Молдову.
Для осуществления этого варианта и обеспечения реверса газа необходимо было решить определенные технические вопросы. Если раньше газ шел через Молдову в одном направлении по газопроводу, транзитом на Балканы, то сейчас возникла необходимость поменять направление, чтобы он шел по той же трубе, но обратно.
Весь необходимый для этого комплекс технических мероприятий был выполнен в 2020-м году. Теперь Молдова готова к тому, чтобы при необходимости начать получение газа из Румынии с юга.
Однако это не единственный вариант для получения топлива через Румынию. Еще один трубопровод, соединяющий Молдову и Румынию, был построен между румынским городом Яссы и молдавскими Унгенами, правда, совсем с другой целью.
Попытки найти альтернативу поставкам в Молдову российского газа предпринимались неоднократно.
Естественно, что в качестве замены России предлагалась Румыния, которая обладает собственными запасами углеводородов и сама ищет малейшую возможность поплотнее влезть в экономику Молдовы и играть в ней максимально важную роль.
Этому весьма способствовали определенные политические круги Молдовы, которые пришли к власти в 2009 году. С этого момента разговоры о строительстве газопровода из Румынии перешли в практическую плоскость, и 27 августа 2014 года, в День независимости Республики Молдова, с большой помпой был открыт газопровод «Яссы — Унгены».
Но широко разрекламированный властями Молдовы и Румынии, а также Европейской комиссией проект газопровода «Яссы — Унгены» оказался абсолютно неэффективным. Уже следующей зимой работа газопровода приостановилась.
Это решение было обусловлено не только отсутствием спроса с молдавской стороны. Основной причиной явилось осознание того, что в молдавской газотранспортной системе давление газа выше, чем в румынской. В этой связи дальнейшее развитие газопровода возможно лишь при строительстве чрезмерно затратной сети газокомпрессорных станций.
По сути, вся инвестиция носила чисто пропагандистский характер.
При запуске газопровода власти Молдовы заявляли, что «импорт природного газа из Румынии является важным шагом по внедрению стратегии правительства Республики Молдова по подключению к энергорынку Евросоюза, что предоставляет лучшие решения для укрепления энергобезопасности Молдавского государства.
Однако после запуска провалившегося проекта по газопроводу пришел всего миллион кубометров газа, а поставки длились лишь месяц: с марта по апрель текущего года.
Всего в Молдову было поставлено румынского газа на 270 тысяч долларов, а с апреля эти поставки были прекращены из-за убыточности.
Строительство этого газопровода обошлось в 26 миллионов евро, из которых 7 миллионов были предоставлены Евросоюзом. Протяженность газопровода составляет 43,2 км, а его пропускная способность — 1,5 миллиарда кубометров.
Уже тогда было понятно, что само по себе это обстоятельство проблемы обеспечения Молдовы голубым топливом не решает. Причина — в неготовности инфраструктуры на правом берегу Прута. При том, что молдавская сторона может принять 1,5 миллиарда кубометров в год, румынские газовики не в состоянии столько «прокачать».
Чтобы газопровод «Яссы — Кишинев» смог заработать на полную мощность, Румыния на своей стороне должна достроить и запустить в эксплуатацию ветку Онешть — Гэрэешть — Лецкань и построить две компрессорные станции.
До завершения этих работ даже теоретически нельзя говорить о румынской альтернативе российскому газу.
При самых благоприятных обстоятельствах Молдова сможет получать газ из Румынии по этой ветке не раньше 2022 года.
По данным за 2019 год, «Газпром» поставил Молдове 2,89 миллиарда кубометров газа. В 2020-м этот объем вырос почти до 3,15 миллиарда. С другой стороны, по данным компании Transgaz Romania, с 1 октября 2021 года номинальная мощность газопровода «Унгены — Кишинев» вырастет до 6 миллионов кубометров в сутки, или до 2,2 миллиарда в год. Это больше половины нынешних поставок из России.
Однако, по мнению экспертов, румынского газа на всю Молдову не хватит. Он будет распределяться только по центру и северу страны. Кроме того, мощностей нового газопровода недостаточно, чтобы покрыть пиковую нагрузку зимой.
В варианте, предусматривающем поставку газа в Молдове, есть и еще один важный момент — геополитический. Во-первых, ни о каком отказе от российского газа и речи не может идти.
Альтернативы ему нет хотя бы потому, что заменить его нечем — румынского газа не хватает самой Румынии, не говоря уже о Молдове.
Второй момент, который нельзя не учитывать, заключается в том, что еще на этапе проектирования соединение газотранспортной системы с Румынией не предусматривает возможности поставок газа в Приднестровье. Для этого необходимо будет осуществить те же самые технические мероприятия, которые были проведены на юге Молдовы для обеспечения «реверса» из Румынии.
В итоге Кишинев получит мощный рычаг воздействия на администрацию Тирасполя.
Учитывая это обстоятельство, Россия не может полностью отказаться от транзита газа через Украину, и об этом уже упоминали официальные представители России.
Таким образом, говорить о полном прекращении транзита российского газа через территорию Украины пока преждевременно. Это связано с особенностями газовой логистики в регионе и сложной политической ситуацией.