Триумф футбольного клуба из Приднестровья спутал карты борцам с Россией в Молдове
Илья Киселев
Футбольный клуб «Шериф» из Тирасполя триумфально обыграл мадридский «Реал» в матче Лиги чемпионов. Этот триумф вызвал крайне противоречивую реакцию в Молдове. Испанцев победила команда из «оккупированного Россией» Приднестровья, которая при этом участвует в Лиги чемпионов под флагом Молдовы. У всех борцов с российским влиянием в Молдове возник сакраментальный украинский вопрос: «Цэ перемога чи зрада?»
Отношение к участникам спортивных соревнований сегодня определяется не знаменитым принципом Пьера де Кубертена «Спорт вне политики», а по алгоритму «свой — чужой», который в спорте используется не хуже, чем в противоракетной обороне.
В нынешнем сезоне Лиги чемпионов Европы это проявилось, например, в связи с участием в турнире тираспольского клуба «Шериф», представляющего Молдову. Или, если быть точнее, выступающего в чемпионате Молдовы и являющегося 19-кратным чемпионом этой страны.
Особенность ситуации заключается в том, что фактически «Шериф» представляет непризнанное государство — Приднестровскую Молдавскую Республику (ПМР), возникшую на карте после Приднестровского конфликта в начале 90-х годов прошлого столетия.
Учитывая то, что этот конфликт так и не получил политического разрешения, и ситуация в зоне разграничения находится под контролем миротворческого контингента, у желающих подвергнуть сомнению правомочность и легитимность участия приднестровского клуба в турнире достаточно много поводов сделать это.
Вряд ли есть необходимость рассказывать подробную историю ПМР, однако на названии «Шериф» стоит сделать отдельный акцент. Это слово в Приднестровье является символом власти и полного экономического контроля над непризнанной республикой.
Холдинговая компания «Шерифа» владеет всеми важными предприятиями в регионе, начиная от супермаркетов, заправочных станций, производства икры в питомнике осетровых рыб, текстильного комбината, который в советское время имел союзное значение, и заканчивая коммуникационным и криптовалютным бизнесом. Поэтому нет ничего удивительного в том, что «Шериф» — это на сегодняшний день контроль над всеми властными структурами ПМР.
При этом те доходы, которые получает холдинг, в значительной степени тратятся на поддержание жизненного уровня населения.
В свою очередь, увлечение владельцев холдинга футболом привело к тому, что на въезде в Тирасполь со стороны Кишинева был построен замечательный спортивный комплекс, который состоит из Большой и Малой спортивных арен, крытого манежа, бассейна, комплекса тренировочных полей и теннисных кортов.
Инфраструктура комплекса настолько развита, что неоднократно служила местом проведения зимних сборов для зарубежных футбольных клубов, в том числе и московского «Динамо». Футбольный клуб «Шериф», хозяин этой прекрасной спортивной базы, не испытывал никогда проблем с финансированием, и, по сути, единственным ограничителем его развития являлся уровень молдавского футбольного чемпионата, где, не находя достойных соперников, тираспольский клуб, обыгрывавший всех «в пол-ноги», не мог развиваться, чтобы противостоять в европейских кубках участникам других, более сильных чемпионатов.
Однако и здесь случались удачные сезоны, когда «Шериф» принимал участие в групповых турнирах Лиги Европы, представляя в них Республику Молдова.
Но, как ни странно, далеко не все на правом берегу Днестра воспринимали успехи «Шерифа» как успехи представителя своей страны.
В первую очередь к этой категории относятся откровенно прозападные политические силы и их электорат — те, кто не хочет видеть Приднестровье в составе единой Молдовы, поскольку русскоязычное население этого региона выступает категорически против объединения Молдовы с Румынией и в геополитическом плане ориентировано на Россию, а не на Запад.
При этом имеет место проявление своеобразного когнитивного диссонанса, когда определенные круги на правом берегу Днестра не признают независимости ПМР, но в то же время не считают ее территорию входящей в состав Молдовы. Ну а тот факт, что подавляющее большинство жителей Приднестровья имеет еще и российское гражданство, является дополнительным раздражающим фактором.
И вот теперь при всем при этом футбольный клуб из этого региона, да еще и носящий название, фактически олицетворяющее богатство и власть, выступает на международной арене под флагом Молдовы в самом престижном и самом популярном футбольном турнире Европы. И не просто выступает, а одерживает победы над командами, заведомо имеющими несравнимо более высокий рейтинг и репутацию.
В первых двух матчах турнира «Шериф» обыграл «Шахтер» дома и мадридский «Реал» в гостях.
Об этом пишут как о главной сенсации, и успех Молдовы в глазах других стран выражается отныне именно в представителях русскоязычного и пророссийского региона.
Как ни странно, именно такова реальность страны, расколотой на две половины — вооруженным конфликтом и (ментально) по геополитическому признаку.
Эту особенность прекрасно сформулировал журналист Валерий Демидецкий, который написал, что «к радости болельщиков, команда из непризнанной республики, которая уже два десятка лет доминирует в чемпионате Молдавии, сотворила чудо, и в области "евроинтеграции", о которой так много и без особых результатов болтают в Кишиневе политики. Сначала они пробились в высшую лигу континентального футбола, а затем обыграли в первых двух матчах ее грандов».
При этом успехи «Шерифа» в Лиге чемпионов позитивно скажутся и на всем молдавском футболе. Ожидается, что дебют клуба в групповом этапе Лиги чемпионов принесет 17 миллионов евро. «Это большой финансовый плюс, потому что, помимо призовых отчислений непосредственно "Шерифу", другие молдавские клубы также получат значительные суммы денег от УЕФА через Федерацию футбола Молдовы», — считает молдавский спортивный журналист Санду Греку. «Мы считаем успех "Шерифа" успехом молдавского футбола».
Негативный мейнстрим был также подхвачен и зарубежной прессой.
В ряде публикаций об успехе «Шерифа» акцент делался не на спортивной составляющей и не на высокопрофессиональном спортивном менеджменте, продемонстрированном представителями клуба, а на том, что «Россия имеет от 1500 до 2000 солдат в Приднестровье якобы в качестве миротворцев, и статус-кво остается одним из самых длительных "замороженных конфликтов" в Центральной Европе».
Материал, опубликованный телеканалом Euronews, утверждает, что «Кишинев уже много лет настаивает на выводе российских войск из Приднестровья. Москва утверждает, что вывод ее войск разожжет войну между Молдовой и пророссийскими сепаратистами в Приднестровье». Также указывают на нехватку молдавских игроков среди ключевых игроков «Шерифа» как на свидетельство того, что это скорее праздник для Приднестровья.
«В молдавском футболе известно, что "Шериф" — это явление, которым пользуются пророссийские СМИ в Приднестровье или Молдове», — утверждают критики «Шерифа». «Поэтому любой успех преподносится как успех приднестровского футбола и как следствие — российского футбола».
При этом на контрасте с великолепным спортивным комплексом в Тирасполе Республиканский стадион в Кишиневе, построенный еще в 50-х годах прошлого столетия, был снесен и стал прибежищем для бомжей на длительный период, пока его территория не была продана для строительства нового посольского комплекса США.
Некоторое время сборная Молдовы даже была вынуждена проводить свои официальные матчи в Тирасполе.
Новый небольшой стадион был построен только после того, как президента Молдовы перестали пускать на территорию Приднестровья.
И еще одна причина для того, чтобы в Молдове негативно восприняли успех «Шерифа»: футболисты сделали то, что не могут или не хотят делать молдавские политики — сумели решить приднестровскую проблему, пусть на уровне футбола.
Они доказали, что когда это нужно, люди с разных берегов Днестра умеют договариваться и совместно добиваться замечательных результатов.
Более того, к радости болельщиков, команда из непризнанной республики, которая уже два десятка лет доминирует в чемпионате Молдовы, сотворила чудо и в области «евроинтеграции», о которой так много и без особых результатов болтают в Кишиневе политики.