Одной из главных особенностей новой независимой Молдовы стало формирование многочисленной диаспоры за пределами страны. Этот процесс растянулся на 30 лет и стал одним из самых очевидных подтверждений того, что все эти годы различные партии и политические силы, руководившие Молдовой, вели страну куда-то «не туда». В результате в Германии сегодня молдаване находятся на первом месте по числу претендентов на статус беженца.
Причины, по которым люди покидают свою Родину, самые разные. Первая «волна» уехавших из Молдовы состояла из русскоязычных граждан, которые не смогли примириться с тем, что введенные законы новообразованного государства могут превратить их в граждан «второго сорта». Этот процесс был характерен для многих союзных республик, получивших независимость после распада СССР.
На этот же период приходится пик еврейской эмиграции с территории бывшего СССР. Именно в этот период Молдову покинули многие выдающиеся деятели науки, культуры, образования и медицины, и этот урон оказался невосполнимым для интеллектуального и культурного потенциала страны.
К слову, и в этот период покидали Молдову не только представители национальных меньшинств.
Именно тогда приняли решение о переезде в Москву писатель Ион Друцэ, композитор Евгений Дога, актриса Светлана Тома.
Кстати, по официальным данным, именно в Российской Федерации на сегодняшний день проживает большинство граждан Молдовы за рубежом. По данным Министерства иностранных дел Молдовы, 354,2 тысячи человек, имеющих молдавский паспорт, находятся в настоящий момент в России.
Соответствующие данные по другим странам выглядят так: в Италии живут 192 тысячи молдаван, в США — 60 тысяч человек, в Великобритании — 42 тысячи. Кроме того, в Испании — 35 тысяч, Греции — 20–30 тысяч, Португалии — 25–27 тысяч, Чехии — 20–25 тысяч, Ирландии — 20 тысяч, Канаде — 19 тысяч и Израиле — 18 тысяч.
Точные данные по Румынии и Украине неизвестны — считается, что в Румынии живут 285,4 тысячи молдавских эмигрантов, а на Украине — около 150 тысяч.
Всего, по оценкам Центра демографических исследований Академии наук Молдовы, численность молдавской диаспоры за рубежом может варьироваться от 800 тысяч до миллиона человек.
Это число могло бы показаться не очень значительным для других стран, но в масштабах Молдовы это от четверти до трети всего населения страны.
Нахождение такого количества граждан в диаспоре не является каким-то уникальным явлением. Подобные показатели демонстрируют граждане и других государств — например, Армении. Большие диаспоры можно наблюдать и у государств, находящиеся на высоком уровне развития, как это происходит с Израилем.
Тем не менее особенность молдавской диаспоры заключается в том, что она принимает активное участие в политической жизни своей страны. Этому также способствуют особенности молдавского законодательства, позволяющего ее гражданам массово голосовать за пределами Молдовы, в странах проживания. Если обращаться к тем же Армении и Израилю, то эти государства не дают возможности голосовать за пределами своей территории, и все желающие принять участие в выборах в этих государствах должны приезжать в страну.
Однако в Молдове голосование диаспоры стало уже традиционно одной из главных особенностей выборов.
При этом наибольшую электоральную активность проявляют представители диаспоры в западных странах в то время, когда активность граждан Молдовы, проживающих в России, в последние годы находится на низком уровне.
Это объясняют тем, что граждане Молдовы в России попадают в обстановку, близкую их родной культуре и менталитету, и чувствуют себя как дома, очень быстро ассимилируются и начинают ментально ощущать себя россиянами. В то же время в западных странах молдоване, даже прожив там длительный срок, остаются чужими для окружающего их общества, их круг общения ограничивается соотечественниками, и поэтому они стараются поддерживать связи с Молдовой любыми способами, в том числе и участием в выборах.
При этом представители западной диаспоры не проявляют стремления когда-нибудь вернуться в родную страну.
Массовая миграция граждан Молдовы была вызвана прежде всего крайне низким уровнем жизни в стране — по многим официальным рейтингам Молдова является самой бедной страной Европы. Однако это не единственная причина массового бегства граждан Молдовы.
Отсутствие перспектив к улучшению ситуации и запредельный уровень коррупции — вот те факторы, которые также влияют на продолжающийся исход населения страны.
Новая реальность Республики Молдова, связанная с приходом к власти проевропейской партии PAS, породила новый тип мигрантов, которых условно можно назвать «сезонными». Речь идет о массовом обращении граждан Молдовы в официальные органы Германии с просьбой об убежище.
По информации германского чиновника, пресс-секретаря ведомства по делам беженцев, вот уже несколько месяцев молдаване прочно удерживают в Берлине лидерство по числу заявлений об убежище в Германии.
На них, по приводимым данным, приходится 50–60 процентов от общего числа заявителей.
Для властей Германии эта ситуация стала неожиданной. Депутат бундестага от Социал-демократической партии Германии и председатель Германо-молдавского форума Фриц Фельгентрой считает, что молдаване нашли лазейку в законодательстве Германии и просят политического убежища, а на самом деле приехали по финансовым причинам.
Граждане Молдовы, обратившиеся в официальные инстанции Германии с просьбой об убежище, и не скрывают, что ими руководят исключительно экономические мотивы.
«Мы приехали, чтобы не зимовать дома, — говорит молодая женщина. — Потому что не можем позволить себе покупать газ по восемь лей за кубометр — приблизительно 0,39 евро. Нам жить не на что. Если бы было на что жить, я бы не каталась с детьми в Германию».
В Германии по закону любой иностранец имеет право попросить власти страны об убежище. Пока рассматривают заявление, государство помогает этим людям.
По информации, предоставленной сотрудниками ведомства по делам беженцев, пока рассматривается заявление на получение убежища, людей размещают в специальном центре и выплачивают около 130 евро в месяц на одного взрослого. Если же их размещают в общежитии, где не предоставляют питание, эта сумма увеличивается до 350 евро в месяц на человека.
С сентября в Берлине денежные выплаты претендентам на статус беженца будут выплачивать раз в месяц — 146 евро в месяц, а не 438 сразу на три месяца вперед, как это было до сих пор.
Некоторые получают отказ и снова обращаются с просьбой об убежище. По три, а то и по четыре раза. И все время, пока рассматривается прошение, получают карманные деньги на всех членов семьи.
Один из молдавских мигрантов рассказал, что приезжает в Берлин на своей машине.
«Моя жена приходит и просит убежища. За два месяца мы получаем 900 евро, потом возвращаемся», — сообщил он, не назвав своего имени.
Некоторые из рвущихся в Германию молдован, не понимая ни слова по-немецки, почему-то уверены в том, что уже в первые дни пребывания в самой богатой стране ЕС им выдадут чуть ли не «чеки на 50 тысяч евро» для оплаты медицинских услуг. «За коммуналку не платим, жилье дают, что еще надо? Тепло, хорошо и еда бесплатная», — восхищается один из молдаван в центре приема беженцев.
Какой бы иждивенческой ни казалась продекларированная беженцами позиция, этих людей можно и даже необходимо понять. После прихода к власти партии PAS всего за два месяца произошел резкий скачок цен. В первую очередь это касается бензина и дизельного топлива.
После принятых новым парламентом поправок в законодательстве о топливном рынке была введена методика, которая перестала сдерживать подорожание топлива и позволила топливным компаниям повышать цены практически каждый день. Поскольку этот компонент является одним из главных при расчете себестоимости многих других товаров, в том числе и продуктов питания, это по цепочке вызвало рост цен по большому числу товарных позиций.
Однако это еще не все.
Новая власть всячески оттягивает переговоры с Россией по заключению нового контракта на поставку в Молдову природного газа. Учитывая неблагоприятную для покупателей конъюнктуру, складывающуюся сегодня на рынке, тарифы на газ могут возрасти на треть.
Это также, в свою очередь, скажется соответствующим образом на всем ценообразовании в стране.
При этом очевидно, что новая власть не имеет ни малейшего понятия о том, как управлять экономикой. Тем более о том, как делать это в интересах страны и народа.
«Прозаседавший» всю свою предыдущую карьеру в офисах различных западных НПО, новый правящий класс Молдовы не представляет себе даже то, с какой стороны нужно подойти к решению острейших проблем, стоящих перед страной.
Все надежды этих деятелей выражаются в лозунге Остапа Бендера «Запад нам поможет!» и в ожидании западного финансирования в виде кредитов, возврат которых будет возложен на бюджет, а значит, на граждан Молдовы, и безвозвратных грантов, которые будут «распилены» все теми же НПО.
Что остается делать в этой ситуации простым гражданам? Наверное, те ухищрения, на которые они пускаются, и есть лучший показатель эффективности действующей в стране власти.
Подобные действия граждан Молдовы могут привести к пересмотру отношения ЕС к стране, которую всего несколько лет назад ведущие чиновники Евросоюза называли «историей успеха».
Теперь этот «успех» Молдовы оценивается в несколько сотен евро, которые ее граждане получают в центрах содержания беженцев в Германии.