Рекордные цены на газ ведут к коммунальным бунтам в Прибалтике
Александр Носович
Надвигающееся начало отопительного сезона становится все более пугающим для стран Прибалтики. Власти Латвии и Литвы уже предупреждают население о неизбежном росте коммунальных тарифов, причем в некоторых случаях это будет рост более чем в полтора раза. Рекордные цены на газ в Европе дополнительно стимулируют протестные настроения в странах Балтии, а уже начавшиеся попытки обвинить в сложившейся ситуации Россию не помогают: внешняя политика только больше озлобляет людей.
Государственный совет Литвы по регулированию в сфере энергетики предупредил литовцев, что отопление в новом сезоне станет дороже на 30%.
Это в среднем по Литве. В отдельных самоуправлениях ситуация еще хуже. В столичном Вильнюсе плата за отопление вырастет на 60%
Рост коммунальных тарифов ожидает и соседнюю Латвию. Плата за отопление в Риге уже повышена на 27%, и ожидается следующее повышение — на 15%.
Причиной роста тарифов являются рекордно высокие цены на газ в Европе.
«В Риге уже в ближайшее время цены на теплоэнергию повысятся, так как драматический рост цен на природный газ продолжается, и они уже выросли в десять раз по сравнению с летом прошлого года», — говорит глава службы теплоснабжения латвийской столицы Rīgas siltums Нормунд Талцис.
Аналогичные вещи говорят и в Литве.
Ситуация, таким образом, становится угрожающей.
В Прибалтике, как и вообще в Европе, уже прозвучали слова «газовый кризис».
«Газовый кризис возможен. Но я надеюсь, что Еврокомиссия вместе со странами — членами ЕС решит этот вопрос, и у нас не будет того, что было более 10 лет назад, когда в Европе случались сбои, а во многих странах даже в середине зимы не было газа», — заявил министр энергетики Литвы Дайвис Крейвис.
Глава Минэнерго традиционно для прибалтийского деятеля возлагает все надежды по решению проблемы на Евросоюз и так же традиционно видит за любыми сложностями козни России. По мнению Крейвиса, рост цен порождает снижение объемов газа в Европе, а снижение, в свою очередь, порождается «попыткой России как можно скорее проложить вторую линию газопровода [«Северный поток — 2»] по дну Балтийского моря в Германию».
Стандартная попытка использовать русофобию как инструмент перекладывания ответственности за проблему в данном случае выглядит совсем уж нелепо.
Россия сейчас — единственная надежда Европы на то, что рост газовых цен замедлится, и из заоблачных они не станут космическими.
Потому что причины нынешней аномалии на газовом рынке ЕС очевидны всем, кроме шизофреников из Восточной Европы. Мир выходит из пандемии, мировая экономика — из кризиса 2020 года, после обвального падения приходит восстановительный рост, а для роста нужна энергия. Самые высокие цены на энергию предлагает Юго-Восточная Азия — регион, являющийся центром мировой экономики, — соответственно, поставщики газа устремляются в первую очередь в ту сторону.
Европа интересует рынок (особенно рынок сжиженного природного газа) по остаточному принципу, при том что газохранилища в Европе опустошены аномально холодной зимой (отопление) и жарким летом (кондиционирование). Оттого Европа и имеет цену на газ выше 800 долларов за кубометр.
Единственная гарантия того, что газ в этом сезоне вообще будет, — стабильные бесперебойные поставки российского газа, которые десятилетиями искусственно сокращались Третьим энергопакетом ЕС и палками в колесахстроителей обеих ниток «Северного потока».
Внимание, вопрос: кто же именно в Европе десятилетиями всем этим занимался? Кто пролоббировал в Брюсселе Третий энергопакет? Кто агитировал союзников по ЕС за американский СПГ, который ушел сейчас в Юго-Восточную Азию? Кто до сих пор требует отказаться от «Северного потока — 2»?
Польша и страны Балтии.
Раньше им было слишком много российского газа в Европе, теперь — слишком мало. И население, которое десятилетиями слушало разговоры про «энергетическую независимость» от России, теперь слушает, что новые цены на отопление — следствие запуска «Северного потока — 2».
Чтобы не допустить газового кризиса, надо, видимо, ввести санкции против России и сократить пропускную способность «Северного потока — 2». Или вообще запретить качать газ по таким «гибридным оружиям Путина», как трубопроводы. Такая мера воздействия на Россию точно заполнит европейские газохранилища топливом и собьет цену на газ.
Если серьезно, то нынешние рекордные цены бьют по основам энергетической политики ЕС, которая последние 20 лет строится на антироссийской основе.
Для той же Прибалтики такая ситуация — дополнительный стимул к тому, чтобы люди вышли на улицы, когда получат новые платежки на отопление.
Протесты в Прибалтике постепенно уже становятся частью повседневности. В Вильнюсе и Риге ежемесячно собираются многотысячные митинги противников руководства Литвы и Латвии. Так что возмущение тарифами попадет в питательную среду.
И объяснить ситуацию объективными факторами (а тем более «гибридной войной России») будет нельзя.
Потому что причины критической ситуации на газовом рынке Европы откровенно дискредитируют ту энергетическую политику, которую страны Прибалтики проводили у себя и продвигали в Европейском союзе.
Так что Прибалтику ждут коммунальные бунты.