«Запад-2021» покажет масштабы военно-технического сотрудничества России и Беларуси
Александр Тиханский
Россия и Беларусь дали старт совместным стратегическим учениям «Запад-2021», которые будут проходить 10–16 сентября. Учения, помимо прочего, призваны продемонстрировать уровень военной кооперации стран-союзниц. Основой этой кооперации является военно-техническое сотрудничество, которое сохранилось со времен СССР и активно развивалось в постсоветский период. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался в сопряжении военной промышленности России и Беларуси.
На сегодняшний день двустороннее сотрудничество активно развивается, основываясь на взаимных усилиях сторон по поддержанию необходимого военного потенциала России и Беларуси, на организации и осуществлении совместных мер по предотвращению военной угрозы и отражению возможной агрессии на общем оборонном пространстве.
В марте 2021 года в Москве руководители оборонных ведомств двух стран Виктор Хренин и Сергей Шойгу обсудили реализацию мероприятий программы стратегического партнерства Беларуси и России на 2021–2025 годы и пришли к единому мнению о необходимости формирования трех учебно-боевых центров совместной подготовки, где будут готовить специалистов Военно-воздушных сил, Войск противовоздушной обороны и Сухопутных войск.
На льготных условиях были заключены контракты на поставку, ремонт и модернизацию зенитного ракетного вооружения, средств связи, радиоэлектронной борьбы, стрелкового и артиллерийского вооружения, боеприпасов, авиационно-технического имущества для нужд белорусской армии. Многие из них уже реализованы.
Сильное раздражение в странах НАТО вызывает возрастающее сотрудничество Минска и Москвы в сфере обеспечения Беларуси новым российским вооружением.
Стороны ведут предконтрактную работу по поставкам в республику зенитных ракетных комплексов С-400 и ракетно-пушечных «Панцирь». Предусматривается также появление в Беларуси ударных вертолетов Ми-35 и двух батальонных комплектов российских бронетранспортеров БТР-82А. К октябрю 2022 года в Беларусь должны прибыть еще четыре Су-30СМ. Поставки продукции военного назначения осуществляются по контрактам, заключаемым уполномоченными организациями без выдачи лицензий на ввоз (вывоз) продукции военного назначения.
После распада СССР перед белорусской военной промышленностью встал ряд вызовов. Резко сократились объемы производства, оказались разорванными многие кооперационные связи. Тем не менее республике удалось сохранить ядро ВПК: все КБ и НИИ.
Кроме того, Беларуси удалось обратить недостаток финансовых ресурсов для массовых закупок нового вооружения в свою пользу: в республике идет модернизация вооружений и военной техники советского производства.
И притом крайне успешно: модернизированная техника предлагается на экспорт в Центральную Африку, Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку и другие регионы. В Беларуси также осваиваются новые направления развития ВПК: высокоточное ракетное оружие, БПЛА и бронемашины. Можно уверенно сказать, что потенциал белорусского ВПК советского периода был сохранен и приумножен.
Работы в областях радиоэлектроники, оптики и оптоэлектроники ведутся как на экспорт (прежде всего в Российскую Федерацию), так и для нужд собственных вооруженных сил. Так, ОАО «КБ Радар» разработало семейство двух- и трехкоординатных радиолокаторов «Восток» и радиолокационный комплекс обнаружения маловысотных целей «Роса-РБ».
Разрыв военно-технических связей с Украиной показал, что производство компонентов вооружений за рубежом имеет свои риски, и поставил вопрос об импортозамещении в военной сфере. ВПК Беларуси в значительной степени остается поставщиком комплектующих вооружений и военной техники для оборонных предприятий Российской Федерации.
По данным Госкомвоенпрома Республики Беларусь, 99 белорусских предприятий поставляют 1880 наименований комплектующих и элементов вооружений для 255 предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России, а доля поставок из Беларуси в оборонном заказе России составляет около 15%.
Особенно важное значение имеют поставки многоосных специальных колесных шасси, выпускаемых ОАО «Минский завод колесных тягачей» (МЗКТ). На минских шасси также размещаются боевые средства оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Искандер», береговых ракетных комплексов (БРК) «Бастион» и «Бал», реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Ураган-1М», самоходные пусковые установки и мобильные РЛС зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400 «Триумф» и так далее.
На Россию приходится около половины всего экспорта МЗКТ, а комплектующие для производства техники поступают на этот завод с 280 российских предприятий.
Особенно важное значение для России имеет высокотехнологичная белорусская военная продукция. Это прежде всего оптические и оптико-электронные прицельные системы. Так, Беларусь поставляет в Россию многоканальные прицелы наводчика «Сосна-У» для модернизированных танков Т-72Б3, тепловизионные прицелы наводчика «Эсса» (для танков Т-90С), «Плиса» (для танков Т-80У), «Эсса-72» (для танков Т-72) и «Весна-К» (для боевых машин пехоты БМП-3), оптико-электронное оборудование для российских спутников дистанционного зондирования Земли (ОАО «Пеленг») и так далее.
Производственная кооперация оборонных комплексов при этом не является односторонней.
В свою очередь, 940 российских предприятий в рамках производственной кооперации поставляют 67 предприятиям ВПК Беларуси около 4000 наименований продукции.
В стадии обсуждения находится проект создания российско-белорусского ЗРК ближнего действия. Обсуждается также возможность создания совместного предприятия по производству ручных противотанковых гранатометов (РПГ).
В то же время, несмотря на развитую кооперацию ВПК Беларуси и ОПК России, существуют определенные вызовы и проблемы. Так, у российского бизнеса есть проблемы с приобретением акций белорусских оборонных предприятий. Например, провалились продолжавшиеся три года переговоры о покупке МЗКТ российской компанией «КамАЗ».
В 2012 году «Роскосмос» собирался купить госдолю (48,9% акций) ОАО «Пеленг», но эта сделка тоже не состоялась. Не был реализован и проект объединения холдинговой компании «Российская электроника», входящей в госкорпорацию «Ростех», с минским ОАО «Интеграл».
Есть и обратные примеры. Так, в 2011 году российская компания «Радиофизика», входящая в АО «Концерн ВКО «Алмаз — Антей», приобрела 100% акций гомельского Конструкторского бюро системного программирования (КБСП), специализирующегося на разработке программного обеспечения для управления радиолокационными системами и, в частности, системами контроля космического пространства. В 2015 году российское АО «Научно-производственное объединение «Квант» (Новгород), входящее в АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) госкорпорации «Ростех», и белорусское ОАО «АГАТ — системы управления» создали совместное предприятие «РЭБ Технолоджи», которое занимается модернизацией, ремонтом и техническим обслуживанием комплексов и средств РЭБ.
Несмотря на некоторые проблемы и противоречия, следует ожидать, что кооперация белорусского ВПК и российского ОПК будет продолжать развиваться.
Она отвечает военно-стратегическим интересам обоих государств, опирается на налаженную в течение многих десятилетий производственную кооперацию и экономически выгодна (прежде всего Беларуси, которая в финансовом отношении продает в Россию больше, чем сама закупает продукции российского ОПК).
Расширение этой кооперации могло бы идти путем создания российско-белорусских оборонных СП (как в Беларуси, так и в России). Первые шаги в этом направлении уже сделаны.