«Грязная игра Кремля»: Польша обвинила Россию в миграционном кризисе
Алексей Ильяшевич
Ответственность за миграционный кризис на границе Польши и Беларуси несет не только Лукашенко, но и руководство России. Об этом заявил польский министр обороны Мариуш Блащак. Не исключено, что в ближайшее время самые непримиримые противники правящей партии «Право и справедливость» станут участниками громких уголовных процессов. Проблема нелегальной миграции в Польше отчетливо приобретает политический характер.
«Проблема на польско-белорусской границе — это грязная игра Лукашенко и Кремля. Повреждение забора — также результат деятельности белорусских спецслужб», — написал на своей странице в Twitter министр обороны Польши Мариуш Блащак.
С обвинениями в адрес президента Беларуси все понятно. Но какую роль в провоцировании миграционного кризиса играет Кремль? Об этом польский чиновник почему-то не рассказывает.
С другой стороны, его логику понять нетрудно.
Варшава никогда не рассматривала Лукашенко как самостоятельную фигуру, а после событий прошлого года он окончательно превратился в «ставленника Кремля».
Поэтому все важные решения во внутренней и внешней политике белорусский лидер якобы должен согласовывать с Путиным. Вспомним, что ответственность за экстренную посадку самолета Ryanair в Минске и последующее задержание Романа Протасевича также пытались возложить на Россию (хотя эта версия большого распространения не получила).
Блащак — отнюдь не первый, кто додумался приплести Россию к миграционному кризису на восточных границах Евросоюза. Похожую мысль ранее озвучил министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис.
По его словам, за координацией действий нелегальных мигрантов могут стоять российские власти. К такому выводу он пришел, «анализируя»… ситуацию в Афганистане.
«С тех пор, как западные войска начали покидать Афганистан, появилась вероятность огромных миграционных потоков, которые мы уже наблюдаем», — заявил Ландсбергис.
Сказано это было в середине июля, когда тысячи афганцев еще не штурмовали аэропорт Кабула. Да и среди беженцев, которые нелегально пересекали белорусско-литовскую границу, были в основном представители Ирака, Сирии и североафриканских стран. Выходит, по версии Ландсбергиса, это была всего лишь разминка перед настоящей «гибридной агрессией», которую Кремль может осуществить при помощи мигрантов из Афганистана.
Эту же идею развивало издание Myśl Polska: используя свою высокую «пропускную способность» и тревожную ситуацию на Ближнем Востоке, Россия способна нанести по Европе страшный миграционный удар. Причем для реализации подобных действий против ЕС выгоднее использовать Украину, а не Беларусь, поскольку официальный Киев не контролирует часть территории Донецкой и Луганской областей.
Остается только гадать, какой логикой руководствуется автор публикации. Беженцы будут проникать сначала в ДНР и ЛНР, потом — на Украину, а дальше — в Польшу? Маршрут кажется не только сложным, но и абсурдным.
Самое громкое заявление, пожалуй, сделал бывший глава МИД Польши Витольд Ващиковский.
В интервью порталу wPolityce он предположил, что лично Сергей Лавров пытается создать условия для переброски в Восточную Европу мигрантов-мусульман.
Якобы именно для этого министр иностранных дел России предложил возобновить малое приграничное движение между Польшей и Калининградской областью.
«Удивительно, что заявление Лаврова совпало по времени с выводом из Афганистана американских войск», — замечает интервьюер. А Ващиковский подхватывает эту мысль и уличает Кремль в стремлении воспользоваться наработками Лукашенко.
«Возможно, Лавров почувствовал, что когда Афганистан рухнет и появятся миллионы беженцев, их можно будет использовать в том числе против нас. Он хочет дестабилизировать нашу часть Европы, где в последние годы удалось добиться стабильности благодаря присутствию американских сил, региональному сотрудничеству, "Инициативе трех морей", реформам в энергетической сфере, которые позволят нам скоро обрести независимость от России. Россияне в целом и Лавров в частности обращаются ко всем доступным средствам, чтобы ситуацию дестабилизировать», — уверен экс-глава МИД Польши.
В ближайшее время борьба с «российской агрессий» должна выйти на новый уровень.
Польские пограничники задержали 13 человек, которые разрушили строящееся заграждение на границе с Беларусью. Все они, за исключением одного гражданина Нидерландов, оказались поляками. И всех их обвиняют в антигосударственной деятельности. Не случайно повреждение забора Мариуш Блащак назвал «результатом деятельности белорусских спецслужб».
Но более правдоподобной кажется версия, согласно которой провокацию на границе с Беларусью устроили польские политики из оппозиционного лагеря. Не секрет, что многие из них сочувствуют мигрантам. Много шума наделал депутат «Гражданской платформы» Франтишек Стерчевский: он попытался самостоятельно помочь нелегалам, которые застряли в нейтральной зоне польско-белорусской границы, и был задержан пограничниками.
«У беженцев нет еды и питья, они пьют воду из ручья. Как минимум четыре человека нуждаются в медицинской помощи. Поэтому сегодня я сделал все возможное, чтобы доставить им еду и медикаменты. К сожалению, пограничная служба решила беззаконно нейтрализовать мои действия и развлечься игрой в догонялки», — прокомментировал ситуацию Стерчевский.
Еще более резко высказался бывший председатель Союза Свободы Владислав Фрасынюк: солдат-пограничников он назвал «мусором».
Блащак пообещал, что добьется выдвижения против него уголовных обвинений за оскорбление армии.
Стоит ли удивляться, что в Польше нашлись люди, которые решили саботировать строительство забора на границе с Беларусью? Один из задержанных — представитель оппозиционного фонда «Открытый диалог» Бартош Крамек. Тот самый, который открыто призывал власти снять заграждения и открыть страну для мигрантов с Ближнего Востока.
Конечно, позицию Крамека нельзя назвать популярной. Социология свидетельствует, что большинство поляков (почти 55%) поддерживает запрет на въезд нелегалов, и только 38% респондентов хотят впустить беженцев. Хотя по вопросу строительства стены на границе с Беларусью все не так однозначно: 47% «за» и 44% «против».
Миграционный кризис в Польше отчетливо приобретает политический характер.
Как и в Литве, власть занимает максимально жесткую позицию, а всех несогласных заочно записывает в подельники Лукашенко.
Оппозиция критикует «Право и справедливость» за антигуманное отношение к беженцам. Хотя лидер «Гражданской платформы» Дональд Туск соглашается, что «польские границы должны быть крепкими и хорошо защищенными». То есть даже противники правящей партии не могут игнорировать сильные антимигрантские настроения в обществе.
Вопрос лишь в том, какими методами бороться с наплывом незваных гостей из Северной Африки и с Ближнего Востока.