Победа проевропейских сил на недавних парламентских выборах в Молдове создала предпосылки для ускорения процесса евроатлантической интеграции страны. Несмотря на то, что представители победившей партии «Действие и справедливость» (PAS) старательно дистанцировались от геополитической повестки в ходе своей предвыборной кампании, очевидно, что вопрос о развитии практических отношений с НАТО входит в число их внешнеполитических приоритетов.
Начиная с того момента, как в 1994 году стартовало практическое сотрудничество между Молдовой и Североатлантическим альянсом после присоединения Кишинева к программе «Партнерство ради мира», у НАТО и Кишинева, пожалуй, не было лучшего шанса интенсифицировать взаимодействие. На это указывает комбинация из трех факторов, которая сформировалась в определенной конфигурации именно после недавних парламентских выборов в Республике Молдова.
Персональный фактор
Именно сейчас в Молдове возникла такая расстановка сил, при которой на всех важнейших государственных постах оказались люди, выступающие за тесное сотрудничество с НАТО. Отдельно стоит сказать о главе оборонного ведомства страны, поскольку именно он с 6 августа 2021 года отвечает за практическую работу с Альянсом. Для нового министра обороны Молдовы Анатолия Носатого активное взаимодействие с западными партнерами дело привычное. Он к нему вполне готов — об этом свидетельствуют факты его биографии.
В 1990-е гг. он не только окончил Военный институт в Одессе, но и прошел обучение по ряду программ в США, а в 2012 году получил степень магистра стратегии национальной безопасности в университете Национальной обороны США.
Анатолий Носатый имеет большой опыт совместной работы с военнослужащими из государств — членов НАТО в рамках миротворческих операций. В середине 2000-х гг. он принимал участие в двух постконфликтных гуманитарных миссиях в Ираке. В 2014–2018 гг. Анатолий Носатый был военным офицером Департамента операций по поддержанию мира ООН в Нью-Йорке и командиром 22-го миротворческого батальона. До 2020 года он работал начальником Оперативного управления Генштаба Национальной армии и на этой должности осуществлял практическое взаимодействие с коллегами из государств — членов НАТО.
Так что новый глава Минобороны готов к налаживанию сотрудничества с Альянсом как для организации совместных учений и обеспечения эффективной работы молдавского контингента в составе миротворческих сил, действующих под эгидой НАТО в Косово, так и для продолжения оборонной реформы в Молдове, которая осуществляется в соответствии с рекомендациями, поступающими от западных партнеров. Собственно, об этом новый министр обороны Республики Молдова заявил в ходе телефонного разговора со своим румынским коллегой Николае Чукэ, состоявшегося 12 августа.
Не стоит забывать и о том, что в Брюсселе у Молдовы есть фактически свой человек.
Речь идет о бывшем министре иностранных дел и председателе Сената Румынии Мирче Джоанэ, который уже 2 года работает в качестве заместителя генерального секретаря НАТО. На этом посту он курирует широкий круг вопросов, включая развитие отношений с Кишиневом.
Учитывая столь позитивные для Запада итоги завершившегося электорального цикла в Молдове, Джоанэ наверняка предложит несколько проектов, которые будут нацелены на интенсификацию сотрудничества с Кишиневом.
Институциональный фактор
В настоящий момент в Молдове сформированы все необходимые институциональные механизмы, которые могут существенно ускорить процесс евроатлантической интеграции страны. В первую очередь это касается организаций, формирующих позитивный образ Североатлантического альянса в молдавском общественном мнении.
Так, например, в декабре 2017 году в Кишиневе был открыт офис связи НАТО. Задача этой структуры заключается в том, чтобы способствовать участию Молдовы во всех мероприятиях НАТО, в том числе в проектах по линии общественной дипломатии.
В начале этого года Альянс открыл в Кишиневе Центр реагирования на киберинциденты для Вооруженных сил Молдовы.
Он создан при поддержке программы НАТО «Наука ради мира и безопасности» и Агентства НАТО по связи и информации. Данный Центр должен стать основой молдавской инфраструктуры кибербезопасности. В условиях ведущейся странами Альянса информационной войны против России нетрудно догадаться, с кем будет бороться эта структура.
Геополитический фактор
Ситуация, складывающаяся в регионе, в целом благоприятствует реализации Кишиневом планов по сближению с НАТО.
Украинское руководство в последнее время старается активно вовлечь Молдову в совместные геополитические проекты, которые могут способствовать не только сближению двух стран, но и их ускоренной интеграции в евроатлантические структуры.
Речь идет в первую очередь об активизации торгово-экономического взаимодействия, но в продвигаемой Киевом повестке двусторонних отношений значительное место уделяется и вопросам безопасности.
В то же время Россия постепенно утрачивает рычаги воздействия на ситуацию в Молдове и в будущем по большому счету будет стараться поддерживать статус-кво, сохраняя для этой цели свое военное присутствие на территории Приднестровья и решая конкретные проблемы с молдавским руководством.
Об этом свидетельствуют результаты визита в Кишинев заместителя главы администрации президента России Дмитрия Козака, состоявшегося 11 августа 2021 года, в ходе которого он заявил, что Москва не будет предлагать никаких вариантов решения приднестровского вопроса, потому что это внутреннее дело Молдовы.
По всей видимости, Кремль будет использовать меры, направленные на торможение процесса евроатлантической интеграции Молдовы, но полностью остановить его не сможет.
Предсказуемое будущее
Таким образом, в настоящий момент в Молдове возникли предпосылки для ускоренного сближения с НАТО. Другое дело, захочет ли новая власть форсировать темпы евроатлантической интеграции, поскольку это может вызвать резкое недовольство пророссийского электората, часть которого партия «Действие и справедливость» (PAS) в ходе последней избирательной кампании смогла перетянуть на свою сторону, используя антикоррупционную повестку.
Скорее всего, Кишинев будет методично наращивать взаимодействие с Брюсселем в сфере безопасности, пытаясь не политизировать этот вопрос, а параллельно искать пути разрешения противоречий с Приднестровьем, которые мешают интенсификации отношений страны с НАТО.
Брюссель такой вариант, по всей видимости, тоже устроит, потому что Североатлантический альянс не рассматривает Молдову в качестве приоритетной цели своей политики «открытых дверей», однако заинтересован в укреплении собственных позиций на молдавском направлении.
Очевидно, что сейчас у НАТО появляется исторический шанс для этого, которым организация попытается воспользоваться.
Следовательно, в ближайшее время можно ожидать усиления контроля Альянса за ходом оборонной реформы в Молдове, а также привлечения страны к различным натовским учениям.
При этом никаких обещаний по поводу возможного членства в Организации Брюссель Кишиневу давать не будет, и чисто внешне декларируемый молдавский нейтралитет никак не пострадает. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.